Технический Бюллетень №65
Полезная «фишка»
Замена электрических лампочек в автомобилях – одна из самых востребованных процедур, которую заказывают клиенты. Лампочек на современном автомобиле много, перегорают они регулярно, а заменить их самостоятельно может далеко не каждый владелец. Так что, пока время тотального внедрения светодиодов в автомобильную светотехнику ещё по-настоящему не наступило, этой рутинной работы хватает. Назвать её интересной язык вряд ли повернётся, но это – одна из неотъемлемых частей работы автосервиса, и уж точно одна из составляющих заработной платы автоэлектриков. В общем, лампочки меняли, меняют, и долго ещё будут менять.
Вот, например как на этой BMW. Обычная «пятёрка», в кузове Е60, собрана в 2008 году в Калининграде. Причина обращения на сервис (со слов клиента) – не горит правая передняя габаритная лампочка. Проверяем – действительно не горит (фото 1).
Фото 1 - правый габарит молчит
Дальше никто особо не заморачивается, случай настолько типовой, что лишние движения тут ни к чему. Пока один открывает капот и извлекает держатели с лампами (фото 2), другой сразу идёт на склад за новой лампой габаритного света.
Фото 2: слева - лампа габаритного света
Дальше, без долгих рассуждений меняем перегоревшую лампу – это просто. Гораздо сложнее установить лампу с патроном на штатное место. Доступ здесь очень ограниченный (фото 3), поэтому при установке приходится использовать специальный инструмент, например медицинские корцанги (фото 4).
Фото 3 - ниша для доступа к лампам
Фото 4 - почти хирургия
Что, впрочем никоим образом не снижает количества и степени «проникновенности» эпитетов, которыми награждаются баварские компоновщики. Приводить эти непечатные формулировки я, по понятным причинам не могу. Замечу только, что по полной программе достаётся не только разработчикам 60-й серии, но и вообще всему персоналу концерна BMW, а заодно и другим немецким производителям – Мерседесу, Фольксвагену на пару с Ауди и даже немножко Опелю. Но вот, наконец, патроны встали в свои гнёзда и можно насладиться результатом своей работы (фото 5).
Фото 5 - "Очаровательные глазки"
Ну вот, проблему, с которой обратился клиент, мы устранили. Но согласно существующим правилам, перед выдачей автомобиля, необходимо проверить работу всех световых приборов по кругу (а также уровни эксплуатационных жидкостей и т.п.). Проверяем и быстро убеждаемся, что не горит ещё одна лампочка, а именно – левая лампа подсветки заднего номерного знака (фото 6).
Фото 6 - левая лампа подсветки номерного знака молчит
Опять-таки, не заморачиваясь (время, время!), быстренько вынимаем лампу и идём на склад за новой. Но уже на этом этапе понимаем, что на этот раз что-то не так. Потому что извлечённая лампочка на вид вполне исправна (фото 7). Да и не только на вид, она действительно исправна (фото 8). Придётся всё-таки задействовать сканер.
Фото 7 - а лампочка-то похоже, исправна...
Фото 8 - да нет, точно исправна!
Подключаем Autologic, устанавливаем связь с автомобилем (экран 1), в Главном Меню (экран 2) выбираем кластер кузовных систем «Body», а зайдя в него (экран 3) нажимаем на клавишу «Lights» (освещение).
Экран 1 - автоматическое определение модели
Экран 2 - Главное Меню
Экран 3 - Меню Кузовной Электроники
В этом кластере нас интересует модуль управления освещением Light Module, или сокращённо LM (экран 4).
Экран 4 - Меню Систем Освещения
Устанавливаем связь с этим модулем – действительно, в памяти блока сохранена ошибка «Short Circuit at Lamp Output» (экран 5). Ошибка эта непростая и стоит того, чтобы поговорить о ней чуть подробнее.
Экран 5 - ошибка, сохранённая в памяти модуля LM
В переводе с английского расшифровка этой ошибки звучит так: «Короткое замыкание в выходном каскаде управления лампой». Тонкий такой намёк на то, что собственно к самой лампе и её цепи этот код прямого отношения не имеет. Конечно, наличие данной ошибки, безусловно, может быть вызвано, в том числе, и коротким замыканием в цепи той или иной лампы. Хотя, по большому счёту, это не так уж и важно, этот же код может быть вызван и обрывом нити накаливания лампы или её цепи. Тут важно другое - сколько раз после такого рода события было включено зажигание. Если более пятидесяти раз, то блок управления светом (в данном случае – LM), блокирует работу соответствующего силового ключа и записывает в память вышеозначенный код ошибки. И формально, если следовать дилерской технологической карте, наличие таковой ошибки ведёт за собой замену модуля LM. Который, как вы, наверное, догадываетесь, стоит весьма немалых денег.
Всё складывается как нельзя более удачно. Думаете, я о том, что есть возможность ободрать клиента как липку? Да нет, с этим у нас как раз всё плохо – коммерсанты мы никакие. Я говорю исключительно о технической стороне вопроса. Дело в том, что не так давно наш Автолоджик обзавёлся новой «фишкой». А именно: в меню функций модуля LM появилась ещё одна клавиша – «Short Circuit Reset». Эта клавиша позволяет выполнить процедуру разблокировки выходного каскада модуля освещения. Ни один из дилерских приборов BMW, данную функцию не поддерживает. Вот мы сейчас как раз её и опробуем.
Входим в функциональное меню модуля освещения (экран 6), нажимаем на клавишу «LM Short Circuit Reset» - появляется экран 7, на котором приводится информация о том, для чего собственно нужен данный режим.
Экран 6 - вот она, волшебная кнопочка
Экран 7 - информация о том, для чего всё это
Ну, мы-то об этих проблемах знаем не по наслышке, поэтому для нас это просто подарок. Нажимаем на клавишу « > » и прибор быстро и непринуждённо выполняет то, что от него требуется (экран 8). Код ошибки автоматически удаляется (экран 9), но это, конечно не главное. Главное – лампа подсветки снова горит (фото 9).
Экран 8 - функция завершена
Экран 9 - ошибка ушла сама по себе
Фото 9 - вот так и было задумано на заводе
И вот это уже действительно дорогого стоит. В самом прямом смысле этого слова. Так что за неприметную на вид, но такую полезную функцию, выражаем английским программистам наше пролетарское спасибо.
Технический эксперт компании «Интерлакен-Рус»
Газетин Сергей.
|