Главная Диагностика О компании Обучение загрузка Форум Контакты  
  Технический Бюллетень №28: Регенерация сажевого фильтра на Citroen.

Car Makes

Технические Бюллетени:

17.06.2015
Технический Бюллетень №102: Неровный пульс

09.06.2015
Технический Бюллетень №101: Фарсунка

19.05.2015
Технический Бюллетень №100: XALWA

28.04.2015
Технический Бюллетень №99: New Tool

20.04.2015
Технический Бюллетень №98: Решето


Открыть все Бюллетени


Технический Бюллетень №28 : Регенерация сажевого фильтра на Citroen C5

    Что-то зачастили к нам французы. Не успели мы оклематься от геморроя с «Волосатисом», глядь, а на участке ещё один представитель семейства «лягушатников». На этот раз месьё Ситроён (фото 1).

          Технический Бюллетень №28 : Регенерация сажевого фильтра на Citroen C5    

                                                     Фото 1 - месье Ситроён.

Модель называется С5, и, судя по шильдику, это дизель (фото 2).

         

                                                         Фото 2 - C5 HDi.

Да, заказ наряд это подтверждает - здесь установлен дизельный двигатель объёмом 2.2 литра, и не какой-нибудь, а 4HX – с системой Common Rail и турбонаддувом (фото 3).

         

                                              Фото 3 - дизельный двигатель 4HX.

Ну и что, скажете вы – ничего особенного, сейчас таких автомобилей полным-полно. А дело в том, что этот автомобиль выпущен ещё в 2001 году. Официально такие машины в Россию не поставлялись. Для справки: дизельные «ситроены» с сажевыми фильтрами начали официально поставляться на наш рынок не более двух лет назад. А на этой машине он уже есть! Скажу больше, на этом авто есть и ещё кое-что, совсем уж экзотическое. Но об этом чуть позже.

   Автомобиль прибыл к нам для всестороннего технического обслуживания, а в числе обозначенных владельцем проблем, фигурировала жалоба на ухудшение динамики. Кроме этого, его на панели приборов загорелись индикаторы Check Engine и Service (фото 4).

              

                                       Фото 4 - индикаторы на панели прибров.

Как известно, просто так эти индикаторы не загораются. Диагносты обычно говорят, что это к деньгам. Проверим.

   Подключаем к диагностическому разъёму Autolgic, устанавливаем связь с блоком управления двигателем – на дисплее прибора высвечивается функциональное меню данной системы (экран 1).

          

                                       Экран 1 - функциональное меню ECU двигателя.

Жмём на квадратик «Reading-Clearing of Faults» и опрашиваем память неисправностей. Через пару секунд получаем результат – коды ошибок не просто есть, их много (экраны 2 и 3)!

             

                                                     Экран 2 -коды ошибок 1.

          

                                                Экран 3 - коды ошибок 2.

Посмотрим на них более внимательно. Большая часть ошибок обусловлена проблемами коммуникации по шине CAN. Этим мы пока заниматься не будем, поскольку на ездовые качества эти коды не влияют. Мы сконцентрируемся на двух ошибках, а именно – 1447 (Particle Filter Clogged) и 1448 (Particle Filter Overloaded). Код 1447 переводится как «Сажевый фильтр засорен», а код 1448 – как «Сажевый фильтр перегружен». Т.е., по идее, 1448-й код является более «жёстким». Но в общем, оба кода говорят о том, что сажевый фильтр имеет ограниченную проходимость для потока выхлопных газов, т.е. говоря бытовым языком банально «забит». Само собой, динамики автомобилю это не добавляет.

   Диагносты – народ любопытный. Мало ли какие там коды блок записал – мы тоже хотим посмотреть, что к чему. Возвращаемся в функциональное меню (экран 1) и выбираем режим считывания текущих параметров, т.е. нажимаем на экранную клавишу «Parameter Measurements».

          

                                   Экран 1 - функциональное меню ECU двигателя.

Как и на многих других автомобилях, текущие параметры на «ситроенах» сгруппированы в блоки (экран 4).

             

                                   Экран 4 - группировка параметров по блокам.

Каждый блок имеет вполне определённую смысловую нагрузку. Нас в данном случае больше всего интересует блок, обозначенный как «Particle Filter Information». Именно в этом блоке сгруппированы параметры, отображающие процессы, происходящие в сажевом фильтре. Эти параметры представлены на экранах 5 и 6.

          

                                                      Экран 5 - параметры 1.

             

                                                    Экран 6 - параметры 2.

Практически все параметры, выводимые в данном блоке по-своему интересны и полезны, но ключевым для нас является значение противодавления, создаваемого сажевым фильтром потоку выхлопных газов – это параметр «Particle Filter Inlet-Outlet Pressure Difference» (вторая строка снизу на экране 5). Даже при работе двигателя на режиме холостого хода эта величина составляет 159 миллибар (0,159 Бара). Это не то чтобы много – это слишком много. Если увеличить частоту вращения коленчатого вала, то противодавление начинает расти, как на дрожжах. При 2000 об/мин., оно составляет уже 312 миллибар (экран 7), а при 2800 об/мин. – 594 миллибара, то есть почти 0.6 атмосферы (экран 8).

             

                                                 Экран 7 - параметры 3.

             

                                                     Экран 8 - параметры 4.

В общем, запись соответствующих кодов ошибок – это не случайность, сажевый фильтр действительно забит «по уши». Можно ли что-то с этим сделать? Можно.

   Ещё раз обратимся к функциональному меню системы управления двигателем (экран 1).

          

 Во второй строке слева мы видим клавишу с надписью «Specific Commands» (специальные команды). Нажимаем на неё и получаем доступ к двум сервисным функциям (экран 9).

             

                                            Экран 9 - специальные функции.

В первой строке значится команда «Particle Filter Forced Regeneration» - это именно то, что нам нужно. Данная команда позволяет запустить процесс принудительной регенерации сажевого фильтра. Конечно, фильтр забит достаточно серьёзно, и процедура может не помочь. Но мы всё-таки попробуем. Во второй строке присутствует весьма странная на первый взгляд надпись «Additive ECU», что в буквальном переводе на русский означает «Блок управления добавкой».  Что это за добавка, и зачем ей нужно управлять? А это как раз та самая экзотическая «примочка», о которой я упомянул в начале бюллетеня. Она заслуживает того, чтобы сказать о ней пару слов.

   Концерн PSA, куда входит Citroen, является одним из пионеров применения сажевых фильтров. Первые такие системы появились на автомобилях Peugeot 607 ещё в 2000 году. Они получили название FAP (Filtre a Particulate), и уже позже появилась аббревиатура DPF (Diesel Particle Filtre), которая сейчас является общепринятой. Основополагающий принцип регенерации сажевых фильтров заключается в том, что накопившаяся сажа «выжигается» под воздействием высокой температуры отработанных газов. Но концерн PSA привнёс в эту технологию собственное ноу-хау. Идея заключается в том, что в дизельное топливо в небольшой пропорции вводится специальная жидкость, уменьшающая температуру дожигания сажи. В результате процесс регенерации удаётся проводить при более низкой температуре выхлопных газов. Жидкость, добавляемая в топливный бак (она называется EOLYS) - это и есть тот самый additive, т.е. «добавка». Находится она в отдельном бачке, а точной дозировкой этой добавки в основной топливный бак управляет специальный блок управления – тот самый Additive ECU (его идентификационные данные представлены на экране 10).

              

                                        Экран 10 - идентификатор блока Additive ECU.

Данная технология применяется на автомобилях Peugeot и Citroen и в настоящее время. А с прошлого года автомобили с такими системами официально поставляются на российский рынок. Так что вполне возможно, что скоро придётся подготовить отдельный бюллетень именно по этой системе.

   Ну а о том, как мы проводили процесс регенерации на нашем си-пятом, и что из этого получилось, можно прочитать в следующем бюллетене.  

 

Технический эксперт компании «НЕО СИСТЕМС»

Газетин Сергей.

Car