Главная Диагностика О компании Обучение загрузка Форум Контакты  
  Технический Бюллетень №42: Кратчайшим путём

Марки автомобилей

Технические Бюллетени:

17.06.2015
Технический Бюллетень №102: Неровный пульс

09.06.2015
Технический Бюллетень №101: Фарсунка

19.05.2015
Технический Бюллетень №100: XALWA

28.04.2015
Технический Бюллетень №99: New Tool

20.04.2015
Технический Бюллетень №98: Решето


Открыть все Бюллетени

Технический Бюллетень №42

 

Кратчайшим путём

 

   В данном бюллетене речь опять пойдёт об электричестве. Вернее, о его отсутствии. Ну, куда же мы теперь без электричества? А современный автомобиль и подавно. Электрические цепи буквально опутали машину. И даже если отбросить такие вещи, как мультимедиа, навигацию, системы комфорта и прочую хрень, двигатель-то всё равно останется. А современный двигатель без электричества работать не может. Тем более, если это двигатель c системой Valvetronic.

   А теперь ближе к теме. Приезжает к нам «копейка» от BMW. Ну, то есть, если выражаться техническим языком, BMW120i, кузов Е87. Жалоба весьма простая: машина больше 80 км в час не развивает ни при каких обстоятельствах. Двое молодых хлопцев (кто из них владелец – непонятно) объяснили, что уже были в каком-то «сарайном» сервисе и там им приговорили электродвигатель системы Valvetronic. Ну, двигатель они купили, поставили взамен старого, а эффекта нет. На вопрос, почему они не обратились в нормальный сервис, последовал ответ, что так дешевле.   

   Запускаем мотор – на холостом ходу он работает безукоризненно. Но на панели приборов горит символ перечёркнутого по диагонали двигателя (фото 1). Это означает, что система находится в аварийном режиме. Подключаем к разъёму Autologic, производим автоматическое определение автомобиля (экран 1). Далее устанавливаем связь с блоком управления двигателем (экран 2), который, вне зависимости от производителя, у БМВ принято называть DME (Digital Motor Electronics). Ну и первым делом считываем коды, конечно. Их тут целых четыре штуки, и все они по системе Valvetronic (экран 3).

                             

                                                                            

                                                Экран 1 - автоопределение автомобиля

                         

                                             Экран 2 - Меню системы DME

    

                         

                                              Экран 3 - коды неисправностей

 

   Теперь самое время сделать паузу и напомнить о том, что же такое этот самый Valvetronic из себя представляет. В общем и целом, это система бездроссельного управления наполнением цилиндров. Роль элементов, выполняющих функцию дросселирования, в моторах Valvetronic играют впускные клапаны. Осуществляется это посредством регулирования высоты их подъёма. Чем больше величина подъёма клапана, тем выше наполнение. Величина подъёма клапана может изменяться в пределах 0.2-0.4 мм, до привычных 8-9 мм. Для этого в системе имеется специальный эксцентриковый вал, который поворачивается на определённый угол достаточно мощным электро-двигателем постоянного тока. Впрочем, дроссельная заслонка в этих моторах всё-таки имеется. Она выполняет здесь несколько вспомогательных функций, но главное её назначение – принять управление «на себя» в случае какого-либо отказа в системе Valvetronic.

   Собственно сейчас система как раз находится в аварийном режиме. Об этом можно судить, если посмотреть на одну из страниц текущих параметров (экран 4). В такой ситуации, при работе на режиме холостого хода, двигатель с системой Valvetronic практически ничем не отличается от обычного двигателя. Дроссельная заслонка практически полностью закрыта, величина разрежения во впускном коллекторе достаточно высокая (экран 5, третья и восьмая строки сверху соответственно).

                          

                                             Экран 4 - Limp Home, т.е. аварийный режим

                         

                                                      Экран 5 - текущие параметры

   А вот функционирование двигателя при движении под нагрузкой уже будет зависеть от того, в каком именно положении оказался эксцентриковый вал при возникновении неисправности. В нашем случае ход впускных клапанов составляет 2 миллиметра, это хорошо видно из того экрана 4. Неизвестно правда, в результате чего образовалась эта величина – ведь наши бравые хлопцы уже заменили электродвигатель и могли что-то сдвинуть. Но как бы то ни было, мы имеем высоту подъёма величиной всего 2 миллиметра. Именно поэтом автомобиль «упирается» в лимит 80 км/час. Случилась бы неисправность при ходе клапанов 8-9 мм, и результат был бы гораздо лучше. А впрочем, какая теперь разница, гораздо важнее понять, что же произошло.

   Если опять вернуться к режиму считывания ошибок, то, нажав на клавишу с символом « > » в правой части дисплея (экран 3), можно получить дополнительную информацию, о том, что может являться причиной возникновения той или иной ошибки. Вот как, например, выглядит такого рода информация, «сопровождающая» код 2А69 (экран 6). Но и это ещё не всё – если нажать клавишу «Continue», на дисплее появятся конкретные указания по проверке тех или иных компонентов и цепей. В качестве примера можно привести экраны 7 - 9.

                                                 

                                              Экран 7 - меню выбора проверки

                       

                                                   Экран 8 - процедура проверки 1 

                        

                                               Экран 9 - процедура проверки 2

             

   Согласитесь, весьма хорошее подспорье для диагноста, особенно начинающего. Но мы-то уже достаточно взрослые дяденьки, кое-что умеем и кое-что знаем. Поэтому мы пойдём своим путём. Поскольку электродвигатель стоит новый, очевидно, что дело не в нём. Вероятность отказа блока DME, конечно существует, но он слишком мала, чтобы тратить на неё драгоценное время. Предохранитель, отвечающий за подачу питания к реле системы Valvetronic, наши бравые хлопцы заменили. Что остаётся? Остаётся то, что они не проверили. А не проверили они самое главное, а именно наличие питания системы.

   Организовано оно  следующим образом: плюс от АКБ, через предохранитель на 40 Ампер, поступает на специальное реле. Блок DME включает это реле, и через его контакты силовой плюс подаётся опять-таки на блок DME, а точнее на силовые ключи, которые управляют силой и направлением тока электродвигателя.

   Провод, отвечающий за подачу питания к системе, приходит от АКБ (она расположена в багажнике) вот в эту распределительную коробочку (фото 2). Вот мы сейчас и проверим – есть там что-нибудь, или нет. То есть, вопреки всем рекомендациям пойдём кратчайшим путём. Берём мультиметр и смотрим (фото 3). Прибор показывает 0.34 Вольта, т.е. практически ничего. Результат вполне ожидаемый, и сейчас вы поймёте почему.

                          

                                              Фото 2 - коммутационная коробка

                         

                                                  Фото 3 - напряжение отсуствует

 

   Как я уже упомянул выше, этот самый плюсовой провод выходит из багажного отделения, где размещён аккумулятор. Переход из багажного отсека под днище осуществляется через специальные переходные втулки. Вот как это выглядит из багажного отделения (фото 4). Наш провод – тот, который справа. Слева – провод более серьёзного сечения, он идёт к стартеру и генератору.

                         

                                                 Фото 4 - силовые выводы 

  

   Поднимаем автомобиль на подъёмнике и осматриваем зону «перехода» снизу. Собственно, осматривать тут вообще ничего не нужно – слишком уж всё очевидно (фото 5).

                           

                                                     Фото 5 - причина неисправности

   Клемма силового провода «вальвэтроника» элементарно отгнила, полагаю, такая же участь, рано или поздно, ждёт и соседний провод. Вот собственно и всё – проблема найдена. Теперь вопрос только в том, как её устранить. По-хорошему, нужно полностью заменить провод (лучше сразу оба), а также переходные втулки. Но втулки выполнены как единое целое со всей коробкой аккумулятора (фото 6).

                           

                                                   Фото 6 - коробка аккумулятора        

  

   Так что придётся менять её целиком. Смотрим, погрустнели наши хлопцы, стоят, мнутся… Так, понятно, по деньгам это для них неподъёмная задача. Хорошо, предлагаем альтернативный вариант – просто «запаралелить» клемму в моторном отсеке с соседней, благо питание там пока имеется (фото 8).

                           

                                      Фото 9 - напряжение на проводе стартера-генератора                 

    Но, похоже, ребята уже поняли, как решается проблема и лишних денег, соответственно,  платить не хотят. Иными словами, они забирают автомобиль в состоянии «как есть», расплатившись только за диагностику. Очевидно, будут восстанавливать проводку сами. Видать покупка нового электродвигателя сильно подкосила их финансовое благосостояние. Ну что же, езжайте себе с богом. Один раз вы уже «сэкономили»….

 

 

 

Технический эксперт компании «Интерклакен Рус»

Газетин Сергей.

Car