Технический Бюллетень №63
Регистрация АКБ на Audi A8
Когда-то этот автомобиль наверняка вызывал чувство уважения. Флагман модельного ряда Ауди, полно-приводная, длиннобазная версия A8L (фото 1). И маленький такой шильдик W12 на переднем крыле (фото 2). Скромненько и со вкусом.
Фото 1 - Audi A8 Lang, 6.2 W12
Фото 2 - скромное обаяние буржуазии
Шесть с хвостиком литров рабочего объёма и 450 весьма упитанных ингольштадтских лошадок. Но время безжалостно. С момента выпуска автомобиля в 2004 году прошло уже девять лет. По меркам престижа (это такое иностранное слово, звучит красиво, а по сути, является аналогом дворового сленга «понты») - это целая вечность, так что статус автомобиля с тех пор сильно «просел». И конечно он поменял хозяина, а может быть даже и не одного. Но продолжает эксплуатироваться. А раз так, нынешний владелец вынужден поддерживать его в рабочем состоянии. То одно поменяет, то другое. И дошла очередь до аккумулятора. Потому что он совсем перестал внушать доверие. Если на улице холодно - крутит плохо, того и гляди подведёт в самый неподходящий момент. Купил человек новый бошевский аккумулятор и приехал к нам.
Устанавливаем новую АКБ на отведённое ей место, подключаем клеммы (фото 3).
Фото 3 - новый аккумулятор
Теперь её нужно зарегистрировать. Вообще-то этого конечно можно и не делать. Никакой катастрофы не произойдёт. Но о том, что новая батарея прослужит столько же, сколько и предыдущая (то есть без малого девять лет), в таком случае можно и не мечтать. Блок управления батареей (Battery Regulation ECU), тихо и незаметно «прикончит» аккумулятор года за три, в лучшем случае за четыре. Потому что не сможет обеспечить оптимальных режимов зарядки и потребления тока. Так что лучше всё-таки «батарейку» зарегистрировать, тем более, что процесс этот (при наличии правильного оборудования) особой сложности не представляет.
Под термином «оборудование» имеется в виду конечно сканер, ибо ничего другого не требуется. Подключаем Autologic к диагностическому разъёму, устанавливаем связь с автомобилем. Из главного меню (экран 1) выбираем кластер кузовной электроники «Body», затем жмём на клавишу с надписью «Miscellaneous» (экран 2), что в данном случае означает «прочие системы». В открывшемся после этого списке «прочих систем» фигурирует всего одна - «Battery Regulation» (экран 3).
Экран 1 - Главное Меню
Экран 2 - Меню Кластера Кузовной Электроники
Экран 3 - из "прочих" систем имеется только ЭБУ Батареи
Именно она нам и нужна. Коннектимся с ЭБУ системы, из его функционального меню (экран 4) входим в режим отображения текущих параметров «Dynamic Requests» (экран 5). Да, старый аккумулятор потрудился на славу. Это хорошо видно из третьей группы параметров (экран 6).
Экран 4 - Функциональное Меню ЭБУ Батареи
Экран 5 - Группы Текущих Параметров
Экран 6 - Батарейка совсем плохая
Поскольку регистрация новой АКБ не проводилась, здесь мы видим данные именно по старому аккумулятору. От своей первоначальной ёмкости батарея потеряла ровно половину, т.е. 55 ампер-часов, а её остаточный ресурс составляет всего 20 процентов.
Возвращаемся в функциональное меню (экран 4) и нажимаем на клавишу «Control Unit Function» («Функции Блока Управления»). Производителем автомобиля для данного блока предусмотрена поддержка двух специальных функций – «Замена АКБ» и «Базовые Установки Рулевой Колонки» (экран 7).
Экран 7 - специальные функции
Выбираем функцию «Replace Battery». На последующих экранах (здесь я привожу только один из них, экран 8) прибор высвечивает вспомогательную информацию о том, какие действия необходимо выполнить до и после замены аккумулятора.
Экран 8 - дополнительная информация
Суть этих указаний в том, что для регистрации новой АКБ, необходимо ввести в память блока управления определённую информацию. Ну и конечно выполнить процедуру базовых установок Рулевой Колонки и калибровку Датчика Угла Поворота Руля.
Начинаем с ввода информации (экран 9). Нам необходимо ввести год выпуска автомобиля, ёмкость устанавливаемого аккумулятора, производителя аккумулятора и, наконец, его серийный номер.
Экран 9 - позиции для ввода информации
С двумя первыми позициями всё просто. А вот с производителем получается нестыковочка. Как я уже упоминал выше, владелец, не особо мудрствуя, купил аккумулятор c многообещающей этикеткой Robert Bosch. Ну, его-то логика понятна – это же ведь немецкая компания, ну и Фольксваген (и Ауди в частности), как известно фирма тоже далеко не итальянская, и даже не английская. В общем, он видимо предполагал, что два немца без труда найдут общий язык. Но оказалось, что аккумуляторы с логотипом имени Роберта Ивановича Боша, по каким-то причинам не вошли в список особо приближённых к императору (экран 10).
Экран 10 - список омологированных производителей АКБ
Что прикажете делать в такой ситуации? Покупать новый аккумулятор владелец, ясное дело, не будет. Значит, будем регистрировать тот, который имеем, но под чужим именем. Например, под маркой Varta. Думаю, что сильно не ошибёмся. Во-первых, характеристики двух современных немецких аккумуляторов должны быть максимально близкими. А во-вторых, по непроверенной информации, часть бошевских АКБ на самом деле производятся на заводах компании Varta. А «Bosch» – не более, чем логотип на чужом изделии. Бэдж-инжиниринг, так сказать. В итоге получаем экран 11.
Экран 11 - три поля из четырёх заполнены
В итоге получаем экран 11. Остаётся ввести серийный номер батареи. Но «вартовского» номера у нас нет и быть не может. А так ли это важно? Совершенно очевидно, что, в отличие от значения ёмкости и названия фирмы-производителя, «серийник» никакой функциональной нагрузки не несёт. Этот номер просто позволяет техперсоналу СТО убедиться, что на машине установлен именно тот аккумулятор, который зарегистрирован в памяти ЭБУ «Battery Regulation». Так что забиваем в это поле самую «сложную» из всех возможных комбинаций: 1234567890 (экран 12). И заодно маркером наносим этот же номер на поверхность батареи – чтобы тем, кто будет обслуживать авто после нас, было всё понятно.
Экран 12 - все необходимые данные введены
Остаётся провести процедуру базовых установок рулевой колонки. Делается это нажатием одной клавиши (экран 13). Правда, не совсем понятно, зачем эта процедура в данном случае нужна. Колонка замечательно «входит и выходит», и столь же замечательно отклоняется вверх и вниз. Поэтому данную рекомендацию в принципе можно и пропустить. А вот процедуру калибровки датчика углового положения руля (экран 14) потребуется выполнить однозначно.
Экран 13 - экран базовых установок ЭБУ Рулевой Колонки
Экран 14 - экран калибровки датчика угла поворота руля
Потому что после отсоединения батареи, на панели приборов загорелся соответствующий индикатор неисправности (фото 4).
Фото 4 - индикатор неисправности
Процедура калибровки на А8 не так проста, как на ряде других моделей Ауди или Фольксвагена, и не запускается, пока не будет проведена кодировка ЭБУ Тормозной Системы, или, проще – блока АБС (экран 15). В принципе, Autologic в состоянии сгенерировать правильный код на основании ввода информации о комплектации данного автомобиля (экран 16).
Экран 15 -указание о необходимости кодировки ЭБУ
Экран 16 - поля для ввода информации
Но мы поступим проще – повторно закодируем блок АБС тем же самым кодом 7637, который уже имеется в его памяти (экран 17). После кодировки остаётся немного прокатиться на автомобиле, поворачивая руль влево и вправо от упора до упора.
Экран 17 - текущая кодировка блока
Ну вот собственно и всё. Новый аккумулятор зарегистрирован, датчик руля откалиброван, лампочка больше не горит (фото 5).
Фото 5 - после проведения калибровки
Для контроля результата ещё раз обратимся к третьей группе параметров блока Battery Regulation (экран 18).
Экран 18 - статус нового аккумулятора
Вот теперь всё в полном порядке – жизненный ресурс АКБ составляет 100%, и пока не потеряно ни единого ампер-часа. Аккумулятор начинает жизнь с чистого листа. Чего никак не скажешь про автомобиль в целом. Но он, конечно, ещё побегает.
Технический эксперт компании «Интерлакен-Рус»
Газетин Сергей.
|