Главная Диагностика О компании Обучение загрузка Форум Контакты  
  Технический Бюллетень №67: Как мы потеряли SIH

Car Makes

Технические Бюллетени:

17.06.2015
Технический Бюллетень №102: Неровный пульс

09.06.2015
Технический Бюллетень №101: Фарсунка

19.05.2015
Технический Бюллетень №100: XALWA

28.04.2015
Технический Бюллетень №99: New Tool

20.04.2015
Технический Бюллетень №98: Решето


Открыть все Бюллетени


Технический Бюллетень №67

Как мы потеряли SIH

   
   Владелец Мерседеса Е320 в кузове W211 сформулировал причину своего визита весьма изящным образом. Он обратился к нам с просьбой посмотреть, почему перестали светиться индикаторы в клавишах подогрева на центральной консоли (фото 1).
 
                   
                            Фото 1 - помогите - огонёчки не загораются!
 
 
   Сдаётся мне, эта формулировка имеет под собой (в самом прямом смысле этого слова) совсем другие основания. Похоже на то, что с наступлением осенней прохлады, владельцу машины, и даже не владельцу собственно, а лишь одной из его частей, называемой иногда «пятой точкой», стало не хватать комфорта. А попросту – обыкновенного тепла, исходящего снизу, от спирали подогревателя, встроенного в сиденье. Вот это и послужило поводом для обращения в сервис. А вовсе не какие-то там кнопочки с лампочками.
  Так, или иначе, для нас-то особой разницы нет. Будем искать неисправность. Подключаем к диагностическому разъёму Autologic. В отличие от BMW, или тех же автомобилей VAG, у Мерседесов этих лет нет понятия «автоматическое определение автомобиля». Модель можно выбрать путём нескольких последовательных шагов, введя тип кузова, год выпуска, тип двигателя, АКП и так далее. Либо поручить всю эту работу сканеру, предварительно введя в него VIN-код автомобиля. Больше нравится второй вариант? Нет проблем. «Забиваем» VIN (экран 1) и Autologic устанавливает связь (экран 2). Можно приступать к поиску неисправности.
 
                   
                                    Экран 1 - ввод VIN-кода
                    
                   
                                   Экран 2 - Главное Меню
 
   Клавиши управления нагревом сидений на самом деле к Блоку Управления Нагревом (он имеет англоязычную аббревиатуру HS или немецкоязычную SIH) имеют весьма отдалённое отношение. В буквальном смысле. Они от него отдалены как физически, так и электрически. Эти клавиши встроены  в так называемую «Верхнюю Панель Управления» (Upper Control Panel, или сокращённо ОСР). Это простенькая такая панелька с кнопочками, расположенная аккурат напротив селектора АКП (фото 2).
 
                   
                                 Фото 2 - это и есть Upper Control Panel
 
   Тем не менее, несмотря на невзрачный вид, эта панель является самостоятельным электронным модулем, который с другими блоками, и, в том числе с блоком SIH, связан по среднескоростной шине CAN. Поскольку это полноценный электронный блок, сканер имеет возможность с ним «пообщаться». Например, используя режим Активационных Тестов (экран 3), можно подать команду на включение индикаторов, встроенных в клавиши (экран 4). Что мы и делаем. Нажимаем на клавишу «On» - индикаторы работают (фото 3).
 
                   
                                  Экран 3 - Меню Активацианных Тестов блока ОСР
 
                   
                                 Экран 4 - нажимаем на клавишу "On"....
 
                   
                                 Фото 3 - ... и проверяем работу индикаторв визуально
 
 
   И не только индикаторы, но и сами клавиши тоже в полном порядке - при нажатии на них, статус на дисплее сканера меняется (экран 5).
 
                   
                                   Экран 5 - собственно клавиши тоже исправны
 
 
А вот если опросить память неисправностей блока UCP, оказывается, что он не «видит» на шине Блок Подогрева Сидений (экран 6). Вот это уже ближе к истине - проблема, как мы и предполагали, вовсе не в «кнопочках», и уж точно не в блоке UCP.
 
                   
                                    Экран 6 - блок ОСР "не видит" блок SIH
 
 
   Проблема, очевидно в самом Блоке Подогрева Сидений. Сейчас мы установим с ним связь и узнаем, что к чему и почему… Сейчас, сейчас… Так, стоп, а где же собственно этот самый SIH… Куда это он подевался? Всю жизнь этот модуль находился в кластере «Seats and Doors» (Сиденья и Двери). А где же ещё должен находиться блок, отвечающий за подогрев сидений? Но здесь его нет (экран 7). Нет его и в кластере «Body», т.е. Кузовной Электроники (экран 8). Странно всё это. Но попробуем его всё-таки «вычислить».
 
                   
                                  Экран 7 -Кластер "Сиденья и Двери" - блока SIH здесь нет...
 
                   
                       Экран 8 - Кластер "Кузовная Электроника" - здесь SIH тоже отсутствует.
 
 
   Тут главное понимать, как устроена сетевая структура автомобиля. Вся кузовная электроника и разные там комфортные штучки-дрючки обычно «сидят» на среднескоростной шине CAN. «Надзирателем» за этой шиной назначен Центральный Шлюз, или по-нашему Gateway, или, если вам ближе немецкая аббревиатура - ZGW. Так вот этот самый ZGW, кроме разных прочих функций, выполняет и функции диагностические. Под эти функции в меню систем Кузовной Электроники даже выделена отдельная клавиша «System Diagnosis» (см. экран 8), сокращённо SDS. Нажав на неё, мы получаем несколько типовых режимов, включая опрос памяти неисправностей (экран 9). Теоретически, если какой-то блок с шины «отвалился», ZGW должен это регистрировать. Должен - то должен, но в данном случае не регистрирует - никаких ошибок в памяти ZGW нет (экран 10). Но, как известно, отсутствие кодов ещё не означает отсутствие проблемы.
 
                   
                                Экран 9 - Меню Системной Диагностики
 
                   
                                 Экран 10 - кодов неисправностей нет
 
 
   Как хорошо видно из экрана 9, системная диагностика поддерживает ещё и возможность просмотра «текущих параметров». В данном случае эти параметры являются ничем иным, как списком систем, «сидящих» на шине комфорта, т.е. отображают её конфигурацию. И не только конфигурацию - в дополнение к этому отображается и текущее состояние обмена по каждому из блоков. Хорошо видно, что искомый нами модуль подогрева в конфигурации присутствует (экран 11, третья строка сверху), а вот на шине он не определяется (четвёртая строка на этом же экране). Отсутствие же кода ошибки объясняется спецификой программного обеспечения блока ZGW, а точнее - функции SDS.
 
                   
                           Экран 11 - а вот тут хорошо видно, что Seat Heater "отвалился"
 
 
   Как бы то ни было, очевидно то, что блок управления подогревом сидений куда-то «пропал». Его не видит модуль панели ОСР, не видит его и Центральный Шлюз ZGW. Само собой, что и при проведении Быстрого Опроса всех ЭБУ (Quick Test), он тоже не «всплывает». Что делать дальше уже понятно. Частично демонтируем крепление водительского сиденья и добираемся до этого самого блока (фото 4). Отсоединяем от него разъём - тут-то всё и становится понятным (фото 5).
 
                   
                                     Фото 4 - это блок SIH,
 
                   
                            Фото 5 - а это - его разъём....
 
 
   Главное - неисправность найти. Дальше обычно проще. Очищаем контакты на разъёме и на блоке. Один из них даже приходится заменить на новый, правда не оригинальный, но подходящего размера (фото 6).
 
                   
                                          Фото 6 - небольшая модернизация контакта...
 
 
   Подключаем разъём на место, включаем одну из клавиш обогрева – всё замечательно работает (фото 7).
 
                   
                                      Фото 7 - теперь всё работает как надо
 
 
   И центральный шлюз ZGW теперь видит блок Seat Heater на шине CAN (экран 12).
 
                   
                                Экран 12 -CAN bus OK - это значит, что всё ОК.
 
                   
                            Экран 13 - блок SIH теперь "живёт" в клаcтере Климат-Контроля
 
                   
                                   Экран 14 - Функциональное Меню блока SIH
 
 
   И только мы, по-прежнему в упор не видим этот замечательный блок. А не видим потому, что просто не там ищем. По каким-то своим соображениям, модифицируя программное обеспечение, инженеры компании «Diagnos Co» переместили этот модуль в раздел Air Conditioning (экран 13, самая правая клавиша). Зачем это понадобилось, я пока не знаю, надо будет с англичанами на эту тему пообщаться. Но главное то, что при прямом обращении сканера к блоку SIH, он, конечно, откликнулся (экран 14). Кстати, если быть до конца точным, то это блок управляет ещё и подогревом руля, если конечно таковая опция имеется в автомобиле. Поэтому полное название этого блока - "Seat-Steerimng Wheel Heater". Но на нашем автомобиле подогрев руля отсуствует. Зато с подогревом сидений теперь полный порядок.        
          
 
Технический эксперт компании «Интерлакен-Рус»
Газетин Сергей.
Car