Главная Диагностика О компании Обучение загрузка Форум Контакты  
  Технический Бюллетень №77: ХаСэ Девяносто

Car Makes

Технические Бюллетени:

17.06.2015
Технический Бюллетень №102: Неровный пульс

09.06.2015
Технический Бюллетень №101: Фарсунка

19.05.2015
Технический Бюллетень №100: XALWA

28.04.2015
Технический Бюллетень №99: New Tool

20.04.2015
Технический Бюллетень №98: Решето


Открыть все Бюллетени
Технический Бюллетень №77

ХаСэ Девяносто
   
   
   Владелец автомобиля Volvo XC-90 (фото 1) несколько недель катался со светящимся на панели приборов индикатором системы курсовой устойчивости (фото 2). Но, в конце - концов, ему это надоело, и решил он этой проблемой немного озаботиться. А заодно и нас озаботить.
 
                   
                             Фото 1 - Volvo XC90
 
 
                   
                                  Фото 2 - индикатор системы курсовой устойчивости
 
 
   Ну а мы что, мы завсегда рады. Облегчить кошелёк клиента (причём заметьте, с его добровольного согласия!) на энное количество денежных знаков – почётная обязанность любого диагноста. Тем более, что некоторый опыт общения с этими автомобилями у нас имеется, так что мы даже можем надеяться, что процедура сравнительно честного отъёма денег у владельца не будет для него сопряжена с одними только отрицательными эмоциями.    
   Ну что же, приступим. Подключаем к диагностическому разъёму Autologic, устанавливаем связь с автомобилем (экран 1).
 
                   
                                   Экран 1 - автоматическая идентификиция автомобиля
 
 
   Система курсовой устойчивости современного автомобиля является сложным комплексным устройством, в работе которого принимают участие самые разнообразные системы и модули, как то: АБС, Двигатель, АКП и так далее и тому подобное. Поэтому будет правильным начать с выполнения опроса всех электронных блоков автомобиля (Quick Test). Результаты данного опроса приведены на экранах   2, 3 и 4.
 
                   
 
                   
 
                   
                    Экраны 2, 3 и 4 - результат быстрого опроса всех систем автомобиля 
 
 
   Для нас самым важным является экран 2. Из него следует, что в памяти ЭБУ Тормозной Системы (Brake Control Module) имеются ошибки (4-я строка сверху). Проверяем. Прямо из этого экрана, нажав на клавишу с символом « > » в правой части экрана, устанавливаем связь с блоком Brake Control Module (экран 5).
 
                   
                     Экран 5 - Функциональное Меню Системы Курсовой Устойчивости
 
 
    Нажав на клавишу «Diagnostic Trouble Codes», опрашиваем память неисправностей. Да, причины для активации лампочки на панели приборов имеются, и как минимум одна из них не вызывает ни малейшего сомнения (экран 6).
 
                   
                               Экран 6 - коды неисправностей
 
 
   Код 0109 означает наличие проблемы с датчиком угла поворота руля. Для системы курсовой устойчивости этот датчик является одним из ключевых компонентов, поэтому при его неисправности, система работать не будет. Кроме этого, имеется ещё код 0094, информирующий о том, что ЭБУ Тормозной Системы не может установить связь с ЭБУ Блокировки Заднего Дифференциала.
   Для начала удаляем коды, а затем опрашиваем память ещё раз. Ошибка 0094 вновь тут как-тут, а вот код 0109 исчез. Может быть, это был случайный сбой и датчик исправен? Запускаем двигатель, поворачиваем рулевое колесо в разные стороны (фото 3 и 4), контролируя показания датчика по сканеру (экран 7).
 
                   
 
                   
                    Фото 3 и 4 - это и есть наша работа: крути себе руль в разные стороны...
 
                   
                     Экран 7 - параметры угла поворота и скорости вращения рулевого колеса
 
 
    Датчик прекрасно работает. Но лишь до того момента, пока мы не выкрутили руль до упора влево. Тут обмен датчика со сканером (а соответственно и с Блоком Тормозной Системы) прекратился, и в памяти последнего вновь появилась ошибка 0109. Выполняем этот фокус несколько раз – всё стабильно повторяется. Первый диагноз поставлен: датчик под замену.
   Теперь займёмся второй ошибкой (а точнее первой по списку, 0094). Ещё раз обратимся к экранам 2, 3 и 4. Красиво, не правда ли? За редким исключением, получается так: что ни позиция, то проблема. Либо в памяти ЭБУ данной системы имеется ошибка, либо ЭБУ не выходит на связь со сканером или вовсе отсутствует. Конечно, если комплектация автомобиля достаточно скромная, целый ряд систем оказывается «под вопросом», т.е. они могут быть просто не установлены в процессе сборки автомобиля на конвейере. Но это как-никак ХС-90 - хоть и не полноценный «проходимец», но всё-таки достаточно продвинутый кроссовер, и он конечно должен иметь электронный блок управления блокировкой заднего дифференциала. А вот его-то, сканер и «не видит» (экран 2, 2-я строка снизу). А упомянутая выше ошибка 0094 говорит нам о том, что эту систему «не видит» также и блок управления тормозной системой. Значит, мы можем гарантированно утверждать, что, во-первых, эта система на автомобиле была установлена. Во-вторых, мы видим, что ЭБУ этой системы «дружить» ни с кем не хочет и на связь не выходит. А может быть, он просто «ушёл»? Вернее так: может быть «его ушли»? Для данной модели автомобиля это предположение может быть вполне актуальным. Дело в том, что Rear Differential Module расположен непосредственно на корпусе заднего дифференциала и совершенно не защищён от несанкционированного демонтажа (читай от воровства). С учётом его не очень высокой надёжности и очень высокой стоимости, он становится весьма притягательной приманкой для нечистых на руку продавцов б/у запчастей и прочих тёмных личностей.
   Поднимаем автомобиль на подъёмнике – да нет, всё в порядке, блок управления на месте (фото 5). А общаться с соседями он не хочет потому, что просто-напросто не получает питающего напряжения (фото 6).
 
                   
                      Фото 5 - блок управления дифференцциалом Haldex
 
                   
                     Фото 6 - без питания, как известно, электроника работать не будет
 
 
   Ну, это уже проще. Открываем крышку левой ниши багажного отделения (фото 7) и проверяем соответствующий предохранитель (фото 8). Который, как ему и положено, благополучно сгорел.
 
                   
                            Фото 7 - левый задний блок предохранителей
 
                   
                                    Фото 8 - а вот и наш, и он сгорел
 
 
   После замены предохранителя, блок управления дифференциалом ожил и «нарисовался» на шине CAN. То есть, при повторном проведении «быстрого теста», перешёл из разряда «отсутствующих» в разряд «присутствующих» (экран 8, вторая строка снизу). Соответственно, ЭБУ тормозной системой перестал жаловаться на отсутствие с ним связи, и "ругается" только на датчик углового полоджения руля (экран 9).
 
                   
                       Экран 8 - с благополучным возвращением в родное семейство!
 
                   
                      Экран 9 - В ЭБУ Тормозной Системы остался только один код 
 
 
   Теперь и мы тоже можем «пообщаться» с вновь материализовавшимся блоком, вот так, например, выглядит меню текущих параметров (экран 10).
 
                   
                    Экран 10 - Группы текущих параметров Блока Заднего Дифференциала
 
 
   При опросе памяти блока выясняется, что там имеются коды по неисправности гидронасоса и несоответствию давления, создаваемого этим насосом в системе (экран 11).
 
                   
                     Экран 11 - коды неисправностей, записанные до перегорания предохранителя
 
 
   Это мы уже проходили, подобная ситуация описана ещё в техническом бюллетене №31. Удалить ошибки удаётся без проблем, и пока автомобиль неподвижен, они больше не возникают. Но после первой же попытки интенсивного разгона с пробуксовкой (на плиточном полу цеха) коды записываются вновь. В меню текущих параметров (экран 10) выбираем кластер «Currents» (т.е. протекающие Токи) и выводим на дисплей значение тока, потребляемого гидронасосом  (экран 12).
 
                   
                          Экран 12 - девять миллиампер: это практически ни о чём
 
 
   Хорошо видно, что это значение составляет всего-то 9 миллиампер – по опыту, это свидетельствует о проблеме со щёточным узлом электродвигателя гидронасоса. В общем, придётся владельцу в пару к датчику угла поворота руля заказать ещё и насос заднего дифференциала. Диагноз мы поставили, финансовое благополучие клиента, как и планировалось, немного пошатнули. Иными словами, наша миссия выполнена.     


 
Технический эксперт компании «Интерлакен-Рус»
Газетин Сергей.
Car