Технический Бюллетень №78
Курьёзы
Как и в любом другом ремесле, в автосервисной практике не обходится без курьёзных ситуаций и историй. Вот парочка совсем свежих примеров. Приезжает на диагностику BMW523i Touring, 2001 года выпуска, ещё в старом кузове Е39 (фото 1).
Фото 1 - BMW 523i Touring 2001
Владелец жалуется на то, что во время движения автомобиля, при сбросе газа, обороты периодически не опускаются до нормы и «зависают» в районе полутора тысяч в минуту и даже более. Никакой закономерности в этом процессе нет, временами дефект вообще исчезает на несколько дней, затем проявляется снова, и так далее. Неужели придётся охотиться за призраками?
Подключаем к диагностическому разъёму «Autologic», устанавливаем связь с автомобилем (экран 1), а затем с блоком DME (экран 2).
Экран 1 - автоматическая идентификация автомобиля
Экран 2 - Функциональное Меню блока управления двигателем
Опрашиваем память неисправностей. Имеющийся там код ошибки 202 по адаптации топливной смеси (экран 3), в принципе, конечно, может быть связан с описанной владельцем симптоматикой. А может быть и не связан. По крайней мере, в данный момент времени, эта ошибка неактуальна (экран 4), а анализ контекстных текущих параметров показывает, что никаких серьёзных отклонений в значениях адаптивных поправок нет (экран 5).
Экран 3 - код неисправности
Экран 4 - дополнительная информацуия по коду неисправности
Экран 5 - одна из страниц с текущими параметрами
Делаем несколько резких «прогазовок» - всё нормально, обороты падают до нормы. Пробуем по-другому: увеличиваем частоту вращения коленчатого вала, а затем плавно отпускаем педаль газа. Такая тактика приносит успех - нам удаётся поймать дефект. Обороты действительно не опускаются и останавливаются где-то в районе полутора тысяч в минуту. Смотрим на дисплей сканера – ну да, всё правильно, частота вращения коленвала просто обязана быть завышенной. Ведь дроссельная заслонка до конца не закрывается (экран 6).
Экран 6 - дроссель не закрывается до конца
Здесь она ещё классическая, с троссиковым приводом. Неужели подклинивает? Проверяем – да нет, всё в норме, работает без заеданий. А проблема лежит у водителя буквально «под носом». Ну, если не под носом, то чуть ниже – под ногами. Педаль газа на этом автомобиле напольная, что в данном случае и сыграло свою роль. Нештатный резиновый коврик слегка касается педали и этого достаточно, чтобы не давать ей занять исходное положение (фото 2).
Фото 2 - напольная педаль, это конечно хорошо. Но не всегда.
И вот с такой ерундой человек приезжает на диагностику! Причём по владельцу хорошо видно, что это далеко не чайник и не «ботан», а скорее даже наоборот. Судя по состоянию автомобиля, он его холит и лелеет. И вообще, обычно на 39-м кузове кто попало не ездит. Но тут видно что-то у человека заклинило… В общем, просто убираем водительский коврик в багажник, чтобы не мешал, и отдаём машину слегка ошарашенному владельцу. Чувствуется, что ему и самому за себя неловко. Ну да ладно, с кем не бывает.
Буквально через пару дней случился ещё один казус, но уже поинтереснее. Привозят на эвакуаторе Mercedes-Benz. Самый настоящий. Правда, м-а-аленький такой, но всё равно Мерседес (фото 3).
Фото 3 - Baby Benz
А-класс, кузов 168, год выпуска – 2001-й. Жалоба такая: не заводится. То есть вообще никак, потому что просто не крутит стартер. Ну а формулировка в заказ-наряде (фото 4) вообще умиляет: «со слов клиента: не заводится с ключа… заменил двигатель на тот же, как и был…».
Фото 4 - фрагмент заказ-наряда
Вот это по-нашему, сразу видно, что человек привык решать проблемы в корне. Перестал запускаться мотор - он его взял, и заменил. Шутка, конечно. На самом деле, ситуация выглядит так: владелец был вынужден заменить двигатель из-за его поломки, но после замены, запустить вновь поставленный мотор не смогли. Стартер почему-то работать отказался. А коробка – автоматическая, так что «с толкача» не запустишь.
Ну что же, опять берём «Autologic», подключаемся, проводим опрос всех систем (экран 7). Ничего сверхординарного быстрый тест не выявляет, но это и не требуется, главное, что в блоке Monolith (именно так здесь называется ECU двигателя), коды присутствуют (экран 8).
Экран 7 - одна из страниц с результатами "быстрого теста"
Экран 8 - коды неисправностей в памяти ЭБУ Двигателя
И один из них, а именно Р1650, как раз и свидетельствует о проблеме в цепи управления стартером. Данная ошибка легко удаляется из памяти, но при повороте ключа зажигания в положения «старт», возникает вновь. Начинаем «копать» электрическую схему, видим, что реле стартера защищает предохранитель под номером восемь. Ну, ясное дело, прежде всего, нужно его проверить. Открываем крышку отсека реле и предохранителей (фото 5), а предохранителя-то и нет!
Фото 5 - блок реле и предохранителей
Не в том смысле, что его кто-то вытащил и забыл вернуть на место, а в том смысле, что его тут никогда не было в принципе! В гнезде номер восемь просто отсутствуют электрические ламели (фото 6). Реле стартера тоже отсутствует, как данность.
Фото 6 - предохранитель №8 здесь никогда не стоял...
Позвольте, а как же автомобиль запускался «в прошлой жизни»? Ещё раз внимательно «шерстим» все электрические схемы производителя. Без вариантов - схема приводится только одна, и на ней чёрным по белому нарисовано реле стартера и предохранитель. И только потратив ещё минут пятнадцать, в одном из разделов документации, находим маленькую ссылочку на то, что на данном автомобиле могут устанавливаться стартеры двух типов – производства «Valeo» и «Bosch». И важная приписка: стартер «Valeo» имеет встроенное реле. Это значит, что приводимая схема соответствует именно варианту с генератором «Bosch» и для нашего автомобиля, похоже, не годится. Впрочем, другой схемы всё равно нет.
Старый стартер лежит в багажнике – владелец прихватил его с собой «на всякий пожарный». И как хорошо видно из фото 7, это именно «Valeo».
Фото 7 - есть такая фирма Valeo
Спрашиваем владельца, какой стартер стоит на «новом» двигателе. Он уверенно отвечает, что стартер «бошевский». Ну вот, теперь, наконец, всё понятно. Выходной ключ ECU, отвечающий за включение стартера, естественно не может напрямую управлять низкоомной втягивающей обмоткой. Поэтому в генераторе «Valeo» применяется встроенное реле (а может быть даже не реле, а электронный сильноточный ключ), который и позволяет блоку включать втягивающую обмотку. Ну а в случае комплектации генератором «Bosch», на машину устанавливается немного другой блок предохранителей, на котором есть реле стартера и ламели в гнезде №8. А что, собственно, мешает нам сделать то же самое? Не менять же стартер – с учётом очень плотной компоновки моторного отсека, это тот ещё геморрой. Владелец нашу идею поддерживает (видимо, он не принадлежит к числу фанатов фирмы «Valeo»). Сказано – сделано. Находим нужные выводы и «врезаем» в проводку силовое реле, заодно закрепив на его корпусе и колодку с предохранителем (фото 8).
Фото 8 - теперь это будет реле стартера
Ключ на старт, прокрутка, запуск – работает! И ошибка Р1650 больше не возникает. И хотя в этом автомобиле осталось ещё несколько проблем по другим системам, заниматься их решением нас никто не просил. Будем считать, что починили.
Технический эксперт компании «Интерлакен-Рус»
Газетин Сергей.
|