Технический Бюллетень №79
«Sound Generator»
Автомобили MINI, к утилитарным, конечно, никак не отнесёшь. Хотя нельзя сказать, что выпускается их совсем мало. Годовой тираж составляет 250 – 300 тысяч, и своих покупателей они, безусловно, находят. Правда в России, в отличие от США и Европы, таковых, конечно, не так много, но они есть, и это факт. А иначе, откуда бы взяться вот этому жёлтенькому автомобильчику (фото 1)?
Фото 1 - MINI Cooper S
И это не просто MINI (именно так, со всеми заглавными буквами пишется название этой марки после перехода под крыло BMW Group), а заряженная версия - MINI Cooper S. Год выпуска 2008-й, кузов R56, двигатель N14, объёмом 1.6 литра, с непосредственным впрыском и турбо-наддувом (фото 2).
Фото 2 - двигатель N14
Жалоба владельца такая: автомобиль потерял динамику и едет, как какой-нибудь обыкновенный Опель. Или Форд. Или… В общем, как Cooper S не едет точно. Ну-ну. К такого рода жалобам мы обычно относимся с определённой долей скепсиса. А тем более, сейчас. Дело в том, что владелец этого автомобиля однажды уже заезжал к нам и говорил примерно то же самое. Ничего особенного мы тогда не обнаружили, за исключением имеющихся в памяти блока управления двигателем кодов по детонации в нескольких цилиндрах. И посоветовали хозяину «Купера» во-первых, навсегда забыть про бензин с октановым числом 95, а во-вторых не заправляться где попало. Что он и сделал. И стал заправляться исключительно 98-м бензином одного известного российского бренда, название которого я приводить не буду, чтобы не быть обвинённым в скрытой рекламе. После чего, все претензии к автомобилю надолго исчезли. Вот и на этот раз, мы, видимо, будем иметь счастье выслушать очередную печальную повесть владельца. Что-нибудь вроде того, что он почувствовал (или ему это показалось) недобор в динамике, и мир вокруг сразу изменился – автомобиль не едет, жизнь дала трещину, в общем, всё погибло.
Но раз человек приехал, посмотреть, что и как, конечно нужно. Уж подключить Autologic – это святое дело. Подключаем (фото 3).
Фото 3 - вот такой весёленький салончик...
Выбрать модель, кузов, двигатель и т.п., конечно можно и вручную, но в этом нет необходимости. Как и при работе с автомобилями BMW, сканер автоматически определяет «who is who» (экран 1). Далее устанавливаем связь с блоком управления двигателем (экран 2) и считываем коды неисправностей.
Экран 1 -автоматическая идентификация автомобиля
Экран 2 - Функциональное Меню блока управления двигателем
Нет, мы были неправы, на этот раз жалобы клиента, похоже имеют под собой определённые основания, и это уж точно не просто каприз и не результат плохого настроения. Ошибка 2885 свидетельствует об отклонении давления наддува от заданного значения (экран 3).
Экран 3 - код неисправности
Сама по себе расшифровка данного кода не позволяет понять, было ли значение давления выше нормы, или напротив, не достигало её. Но если нажать на клавишу с символом « > » в правой части дисплея, мы получим дополнительную информацию по ключевым параметрам на момент сохранения этого кода (экран 4). Из которых следует, что давление было очень низким, а по сути, его не было вовсе.
Экран 4 - дополнительная информация по коду неисправности
То есть, налицо совершенно явная проблема с системой наддува, обусловленная какой-то серьёзной неисправностью. Анализ текущих параметров это подтверждает – турбина вообще «не дует» (экраны 5 и 6).
Экраны 5 и 6 - текущие параметры на режиме х.х. и при "прогазовке"
Поэтому, прежде всего, необходимо проверить работу системы регулирования давления наддува, а если быть точнее – систему перепуска отработанных газов (по-нашему, Wastegate). Тем паче, что Autologic выдаёт пошаговую инструкцию по проведению такой проверки (экран 7).
Экран 7 - пошаговая инструкция по проверке привода Wastegate
Судя по приводимой на этом экране информации, Wastegate на данном двигателе имеет вакуумный привод. Вообще говоря, такое решение на бензиновых моторах, применяется достаточно редко, поскольку требует установки приводного вакуумного насоса. На нашем моторе такой насос имеется, и привод «байпаса» действительно вакуумный. Серия проверок, в том числе с подачей вакуума от внешнего насоса (фото 4) показывает, что никаких проблем ни с самим приводом, ни с подводимым к нему вакуумом, нет.
Фото 4 - проверка вакуумного привода
Неужели сама турбина «умерла»? Слабо верится. Ещё раз воспользуемся нашим сканером в качестве электронного справочника. В разделе «Сервисные Функции» блока управления имеется подраздел «Boost Pressure Control Check», т.е. «Проверка Управления Наддувом» (экран 8).
Экран 8 - Меню Сервисных Функций блока управления двигателем
Каких-либо специальных интерактивных тестов для проверки наддува производитель автомобиля не предусматривает, но, по крайней мере, в этом разделе даются рекомендации, что именно проверять, в случае превышения или, напротив, недостатка давления (экран 9).
Экран 9 - обратите внимание на пункт 3
Конечно, для диагностов со стажем, никаких откровений здесь нет, все эти причины опытный специалист может перечислить, не глядя на дисплей. И всё же один пункт, а именно под номером 3, стоит того, чтобы обратить на него внимание. Словосочетание «sound generator» мы в своей автосервисной практике никогда раньше не встречали. Но это не значит, что не встречали вообще. И поскольку смысл этого термина понятен (это «звуковой генератор»), всё остальное уже происходит интуитивно. Между двигателем и моторным щитом мы быстро находим некое устройство, предназначенное исключительно для трансляции звуковых колебаний от двигателя (а точнее от его впускного тракта) в салон автомобиля. С технической точки зрения это совершенно бесполезная «примочка», но её роль заключается в другом – она призвана усиливать эмоциональные впечатления и ублажать слух (а заодно и тщеславие) владельца автомобиля, т.е. создавать соответствующее звуковое «оформление» во время разгона.
Я сказал совершенно бесполезная? Извините, поторопился. Нет, не просто бесполезная, а, как выясняется даже вредная. Потому что именно из-за отсоединившегося от звукового генератора патрубка и возник дефект потери давления (фото 5).
Фото 5 - патрубок сам по себе, sound generator - сам по себе
Фотография, правда, у меня не получилась, но кое-что разобрать можно. Раз уж представилась такая возможность, мы демонтировали «sound generator», чтобы, что называется, разглядеть его поближе (фото 6).
Фото 6 - вот это и есть "sound generator"
Судя по всему, это своего рода заглушка-резонатор с мембраной на конце. Именно она и преобразует колебания воздуха во впускном патрубке в звуковые волны. После водружения патрубка на место и плотной затяжки хомута (фото 7), всё сразу пришло в норму.
Фото 7 - вот теперь всё на месте
Экран 10 - ну и наддув сразу появился
Полноценно давление наддува на неподвижном автомобиле, конечно, не проверишь, но то, что оно появилось, сомнений не вызывает (экран 10). Это подтверждает и звонок владельца, забравшего автомобиль. Динамика восстановилась, машина поехала, он опять счастлив. Надолго ли?
Технический эксперт компании «Интерлакен-Рус»
Газетин Сергей.
|