Технический Бюллетень №82
Замена задних колодок на автомобилях Mercedes
Современные автомобили всё больше «обрастают» электронными системами, что, в свою очередь, неизбежно влечёт за собой необходимость использования диагностических сканеров. Причём совсем не обязательно именно для диагностики. Появляется масса служебных и сервисных функций, выполнить которые без подключения сканера часто бывает затруднительно, а то и вовсе невозможно. Вот, например, замена тормозных колодок. Раньше эта процедура ничего, кроме наличия пары гаечных ключей и отвертки, не требовала. Сейчас, при обслуживании целого ряда моделей, для её успешного выполнения придётся «расчехлить» сканер. Речь идёт, прежде всего, об автомобилях с электронной системой стояночного (парковочного) тормоза. Я уже затрагивал эту тематику в отношении моделей группы VAG (см. TSB №11 и №15) и BMW (TSB №51). А теперь очередь за Мерседесом.
Итак, Mercedes-Benz GL350, в кузове W166, 2011 года выпуска. Владелец автомобиля обратился в наш тех-центр для выполнения достаточно большого перечня регламентных работ, в числе которых замена задних тормозных дисков, ну и соответственно колодок.
Прежде всего, к борт-сети автомобиля необходимо подключить внешний источник питания (зарядное устройство) с током отдачи не менее 30 Ампер. Далее вывешиваем автомобиль на подъёмнике, снимаем колёса. Вот так выглядит суппорт заднего правого колеса (фото 1).
Фото 1 - задний правый тормозной суппорт
Отчётливо виден электродвигатель парковочного тормоза. Если тормоз задействован, о чём свидетельствует индикатор на панели приборов (фото 2), необходимо его разблокировать, потянув на себя штатную клавишу (фото 3).
Фото 2 - стояночный тормоз активирован
Фото 3 - клавиша управления стояночным тормозом
Однако, для того, чтобы демонтировать суппорты этого недостаточно. Необходимо установить приводы электродвигателей в сервисное положение. Подключаем к диагностическому разъёму «Autologic», устанавливаем связь с автомобилем (экран 1).
Экран 1 - Главное Менню
В появившемся на дисплее сканера Главном Меню нажимаем на клавишу «Chassis». В эту группу входит несколько систем, представленных на экране 2.
Экран 2 - системы, входящие в группу Шасси
Нас в данном случае интересует только одна из них, а именно – Electronic Parking Brake, или, сокращённо, но уже по-немецки, EFB. Нажимаем на эту клавишу и входим в Функциональное Меню Парковочного Тормоза (экран 3).
Экран 3 - Функциональное Меню Парковочного Тормоза
Само-собой разумеется, первым делом нужно убедиться в отсутствии в памяти блока управления кодов ошибок (клавиша «Fault Memory»). Никаких кодов в данном случае нет (экран 4), так что можно продолжить.
Экран 4 - коды неисправностей отсуствуют
Интересующая нас функция находится в разделе «Actuations». В появившемся после её нажатия списке (экран 5), выбираем команду «Move To Assembly».
Экран 5 - список активационных тестов
В исходном состоянии электроприводы обоих колёс должны иметь статус «Open» (экран 6). Если это не так, необходимо ещё раз активировать и деактивировать стояночный тормоз.
Экран 6 - Парковочный Тормоз в"отпущенном" состоянии
Далее нажимаем на клавишу «Move To Assembly», со стороны задних суппортов слышно характерное негромкое «жужжание» - электродвигатели полностью «втянули» штоки. Это подтверждается изменением статуса на дисплее сканера – теперь там высвечивается «In Assembly Position» (экран 7).
Экран 7 - Парковочный Тормоз в режиме сервисного обслуживания
На панели приборов в этот момент также появляется соответствующее сообщение и загорается индикатор, но не красного, а жёлтого цвета (фото 4). Теперь можно приступать к снятию суппортов.
Фото 4 -индикация сервисного режима
После демонтажа суппорта (фото 5), колодки как на ладони (фото 6).
Фото 5 - демонтирум суппорт
Фото 6 - теперь колодки не снимет только ленивый
Хорошо видно, что износ колодок неравномерный - внутренняя (та, которая с датчиком), имеет гораздо меньшую остаточную толщину, и изношена как раз до контакта с датчиком (фото 7). Для сравнения привожу фото 8, на котором запечатлён момент установки нового датчика в новую колодку. Разница в толщине фрикционного материала у старой и новой колодки просто огромная.
Фото 7 - внутренняя и наружная колодки
Фото 8 - вставляем датчик износа в новую внутреннюю колодку
Ну а дальше что – дальше устанавливаются новенькие тормозные диски (фото 9), затем в новенькие направляющие «заряжаются» новенькие тормозные колодки с новенькими датчиками износа (фото 10), а вот завершается весь этот праздник жизни уже не так бравурно - установкой старых, но абсолютно исправных суппортов (фото 11).
Фото 9 - новый тормозной диск
Фото 10 - новые колодки установлены на новые направляющие
Фото 11 - вот собственно и всё, монтаж завершён
Теперь остаётся только привести их в полную боевую готовность. Поскольку сканер мы оставили в режиме «Move To Assembly» (экран 7), всё, что необходимо сделать – это нажать на экранную клавишу «Deactivate Assembly». Моторчики опять делают «вжик-вжик», статус сервоприводов меняется на «Open» (экран 6). Парковочный тормоз готов к эксплуатации.
Процедуру замены колодок можно выполнить и по-другому, выключив зажигание сразу после выполнения команды на разблокировку электроприводов суппортов. Это позволяет не прибегать к помощи внешнего источника питания, что, согласитесь намного удобнее. Но в этом случае, после замены колодок и повторного включения зажигания, в памяти блока управления будет зафиксирован код ошибки Р0В0100, информирующий о том, что электроприводы стояночного тормоза находятся в позиции «Assembly», т.е. максимально разведены (экран 8). Но это не бог весть какая проблема. Удалить данный код с помощью клавиши «Clear» (экран 4) никаких сложностей не представляет. После этого ещё раз возвращаемся в режим «Move To Assembly» (экран 5) и нажимаем клавишу «Deactivate Assembly». Вот и всё, теперь электронным ручником можно пользоваться в обычном порядке.
Технический эксперт компании «Интерлакен-Рус»
Газетин Сергей.
|