Технический Бюллетень №92
Сервисные будни
Слово «сервисные» в данном случае, используется не только в качестве прилагательного, указывающего на род деятельности нашего технического центра, и его принадлежность к сфере обслуживания автомобилей. Есть у него и другое значение, сугубо техническое. Я имею в виду выполнение тех или иных функций, без которых обслуживание многих современных автомобилей просто невозможно. Эти функции, или процедуры, принято называть сервисными. Такого рода функции нам приходится выполнять практически каждый день, а иногда и по нескольку раз за смену. Вот лишь два типовых примера.
Оба они (по чистой случайности) относятся к автомобилям БМВ третьей серии, в кузове прошлой генерации Е90. Точнее, Е92, поскольку обе машины (опять-таки по случайному совпадению), являются купе. На самом деле, когда речь идёт о БМВ, какая именно перед вами модель – не так уж важно, сервисных функций с избытком хватает на любой. Просто эти машины приехали к нам практически одновременно, поэтому на них и пал выбор.
Первая «трёшка», можно сказать, совсем ещё новая, одна из последних перед выходом новой генерации F30 – это BMW320i, выпуска 2011 года (фото 1).
Фото 1 - BMW320i E92 2011
Красивый аппарат, не правда ли? Лично мне «Эфки» нравятся гораздо меньше. Но это вопрос личных предпочтений и к делу он отношения не имеет. Важно другое: на что жалуется владелец? А вот на что. При кратковременном нажатии на клавишу подъёма стекла водительской двери (так называемый автоматический режим, или режим одного касания) стекло, как ему и положено, поднимается до упора, но затем, вместо того, чтобы остаться в этом положении, опускается вниз на несколько сантиметров (фото 2).
Фото 2 - вот так "отскакивает" стекло водительской двери
Стекло правой (пассажирской) двери при таком же однократном касании, как клавиши водительской двери, так и пассажирской, отрабатывает без нареканий. Казалось бы, какая ерунда – ведь, если использовать не автоматический, а ручной режим, т.е. удерживать клавишу пальцем (фото 3), то всё работает, как нужно - стекло доводится до верхнего упора, и остаётся на месте.
Фото 3: если клавишу удерживать - никаких нареканий
Однако владельца машины такая ситуация, по-видимому никак не устраивает, иначе бы он не приехал. Вот что делает с людьми привычка к комфорту. Ну что же, не мы первые зарабатываем на человеческих слабостях. Подключаем «Autologic», устанавливаем связь с автомобилем, выбираем кластер кузовной электроники «Body» (экран 1) и «входим» в блок FRM (экран 2).
Экран 1 - список блоков кузовной электроники
Экран 2 - Функциональное Меню блока FRM
Именно этот блок, наряду с другими функциями, управляет дверными стёклами. Конечно, сразу же опрашиваем память, однако там никаких кодов ошибок не зафиксировано (экран 3).
Экран 3 - кодов ошибок в памяти блока не зафиксировано
Просматриваем текущие параметры, но также ничего криминального не находим. Клавиша управления замечательно работает, датчики холла, регистрирующие положение стекла – тоже. Значит, всё, что в данном случае нужно - выполнить процедуру инициализации. Возвращаемся в Функциональное Меню (экран 2), нажимаем клавишу «Service Functions», и входим в меню сервисных функций. Хотя «меню» - это громко сказано - на самом деле функция здесь всего одна «Start Windows Initialisation» (экран 4).
Экран 4: бывают и такие меню - всего одна позиция...
Нажав на эту клавишу, получаем вспомогательную информацию, необходимую для правильного выполнения процедуры (экран 5), а далее получаем доступ к клавишам запуска инициализации (экран 6).
Экран 5 - вспомогательная информация и клавиша "Continue"
Экран 6 - а вот и клавиши запуска инициализации
Данное меню универсальное, т.е. распространяется не только на двух-дверные, но и на четырёх-дверные кузова, поэтому и клавиш здесь четыре. В нашем случае активными являются только две верхние. Для правильного выполнения инициализации на кузове Е92, необходимо, чтобы дверь, на которой она проводится, обязательно была закрыта. Это ведь купе, и дверная рамка здесь отсутствует. Так что стеклу необходим естественный верхний упор. На обычных трёшках Е90, закрывать двери необязательно. Инициализируемое стекло может находиться в любом положении, но лучше предварительно его закрыть. После этой небольшой подготовки, остаётся только нажать на соответствующую клавишу (экран 6). Стекло сначала опускается до упора вниз, а затем после небольшой задержки, поднимается до упора вверх. Вот собственно и всё. Проверяем, что получилось. Теперь функция одного касания работает правильно (фото 4), можно отдавать автомобиль клиенту.
Фото 4 - теперь стекло не "отскакивает"
Переходим к другой «трёшке» (фото 5). Эта машина не такая свежая, выпущена в 2008 году. Но оснащение у неё более серьёзное. Обозначение говорит само за себя – BMW 335Xi.
Фото 5 - BMW335Xi, Е92, 2008
Ну а этот клиент с чем пожаловал? Да, по сути, тоже с ерундой – его не устраивает, как работают дворники стеклоочистителя. Дело в том, что здесь имеется датчик дождя, так что при включении автоматического режима (фото 6), «щётки» двигаются сами, без манипуляций подрулевым рычагом.
Фото 6 - в этом режиме работой щёток "рулит" датчик дождя
Вопрос только в том, как именно они это делают. Похоже, что плохо - владелец машины жалуется на то, что «при полностью закапанном лобовом стекле дворники только начинают работать». Даже если установить чувствительность на максимум.
Бывает. Как вы, наверное, уже догадались, исходя из тематики данного бюллетеня, для того, чтобы исправить ситуацию, нужно выполнить некую сервисную процедуру. А именно – провести инициализацию датчика дождя. Это совсем несложно. Подключаем «Autologic», устанавливаем связь с автомобилем. Тут хочу немного отвлечься от темы. После проведения опроса всех систем выясняется, что у машины куча проблем. По одному только двигателю имеется пять кодов неисправностей, два из которых однозначно требуют хоть какого-то, но внимания (экран 7).
Экран 7 - фрагмент распечатки с результатами опроса всех систем автомобиля
Но владельца это не интересует – у него, видите ли проблема с включением дворников. А ведь на многих авто датчики дождя вообще не устанавливаются. И ничего – ездят люди, не жалуются. Да и на этой машине стеклоочистители прекрасно работают в обычном, ручном режиме. Но, видимо человеку «в лом» лишний раз коснуться подрулевого рычага. Похоже, что мы в очередной раз наблюдаем явную психологическую «зависимость». Интересно, повлияет ли как-то на эти барские привычки разгорающийся в стране кризис?
Хорошо бы, конечно, чтобы никак не повлиял. Ведь для автосервиса чем больше таких визитов, тем лучше. Главное иметь соответствующее оборудование. «Autologic» в этом плане, прибор, пожалуй, наиболее подходящий – работает быстро, кроме этого, с ним можно хоть весь день носиться по цеху от машины к машине. Вот мы и носимся. Само-собой, опять выбираем кластер «Body» (экран 8).
Экран 8 - ещё раз кластер кузовной электроники
Далее возможны два варианта. Первый: установленный на машине датчик дождя/освещённости подключен к шине K-Bus, т.е. опрашивается как отдельный блок управления. В этом случае продолжение – по клавише «Rain/Light Sensor (RLS)». Такая архитектура применялась на БМВ третьей серии по 2005 год включительно. Второй вариант используется, начиная с 2006 года – в этом случае датчик самостоятельным участником шины не является, и работает «под руководством» блока FZD (англоязычный перевод - Function Centre Roof). Данное название этот блок получил потому, что расположен на потолке, сразу за зеркалом заднего вида. Поскольку наш автомобиль выпущен в 2008 году, нажимаем на клавишу с одноимённым названием (экран 8). Появляется Функциональное Меню модуля FZD, в котором есть клавиша «Rain/Light Sensor Initialisation» (экран 9).
Экран 9 - Функциональное Меню блока FZD
После нажатия на неё, получаем необходимую для выполнения процедуры информацию (экран 10).
Экран 10 - вспомогательная информация
Главное условие – поверхность лобового стекла в зоне датчика должна быть абсолютно чистой и не иметь повреждений в виде сколов и раковин. Далее нажимаем клавишу «Start» - происходит удаление старых адаптационных значений, а на дисплее прибора высвечиваются указания, необходимые для правильного завершения процедуры инициализации (экран 11).
Экран 11 - информация, необходимая для правильного завершения процедуры
Следуя им, кнопкой на торце правого подрулевого рычага отключаем автоматический режим (т.е. отключаем датчик, фото 7), нажатием кнопки «Start» выключаем зажигание (терминал 15), а затем, повторным нажатием отключаем и терминал R.
Фото 7 - отключаем автоматический режим
Выдерживаем 10-ти секундную паузу и вновь включаем зажигание. Вот собственно и всё – блок FZD «перекалибровывается», и на этом процедуру можно считать законченной. Но мы, конечно, проверяем, всё ли получилось.
Для этого вновь включаем автоматический режим и брызгаем на стекло, в зону датчика, несколько капель водички (фото 8).
Фото 8 - имитируем накрапывающий дождик
Щётки сразу же срабатывают. Брызгаем посильнее – частота срабатывания щёток увеличивается. Очень похоже на то, что всё работает нормально. Отдаём автомобиль клиенту и через пару дней получаем от него подтверждение – «спасибо, всё О.К.».
Технический эксперт компании «Интерлакен-Рус»
Газетин Сергей.
|