Исходный
объект – автомобиль Mini,
2007 года выпуска, кузов R56,
двигатель N12В14А, с
системой Valvetronic (см.
технический бюллетень №1). Причина обращения владелицы данного авто в сервис
весьма необычна – невозможность прохождения очередного техосмотра ввиду
повышенного содержания НС. Проверка, проведённая нами, подтвердила «приговор»
ПИКа – содержание углеводородов (НС), высвечиваемое на дисплее 4-х
компонентного газоанализатора при проверке на различных режимах ни разу не
опустилось ниже 250 ppm.
И это при том, что автомобиль, как и положено, оснащён системой лямбда-регулирования
с трёхкомпонентным нейтрализатором, состояние которого в свою очередь
контролируется вторым датчиком кислорода. Т.е. автомобиль соответствует нормам
токсичности не ниже Евро 3.
Подключаем к диагностическому разъёму сканер
Autologic и опрашиваем память неисправностей. Никаких кодов ошибок блок
управления не фиксирует. Опрашиваем статусы мониторов – и здесь всё в норме,
монитор состояния катализатора завершён, отклонений от нормы не зафиксировано.
Однако показания НС на газоанализаторе явно завышены (фото 1) и этому должна
быть какая-то причина.
После целого ряда различных проверок
приходим к необходимости отключения подачи топлива в цилиндры – возможно, таким
способом удастся определить цилиндр с наихудшим качеством сгорания смеси. Запускаем
двигатель, входим в меню активационных тестов (экран 1) и нажатием на экранную
клавишу «On» отключаем
форсунку первого цилиндра, наблюдая за реакцией двигателя (т.е. оцениваем
падение оборотов) и показаниями НС. Затем восстанавливаем подачу топлива в
первый цилиндр (для этого надо нажать клавишу «Off»), делаем паузу для стабилизации
показаний газоанализатора и повторяем процедуру для второго цилиндра. И вот,
когда мы отключаем форсунку третьего цилиндра, происходит нечто не совсем ожидаемое.
Частота вращения к.в. двигателя падает существенно больше, чем до этого, двигатель
едва не глохнет. При отключении 4-й форсунки такого не происходит, реакция
такая же, как и для первых двух цилиндров. Первоначально делаем вывод о том,
что 3-й цилиндр явно ведущий, а остальные три работают неэффективно. Однако
этому выводу противоречат показания равномерности работы цилиндров (экран 2).
После отсева ряда предположений делаем «звонок другу», и слышим весьма резонное
предположение: в софте сканера допущена ошибка и, возможно, при отключении
форсунки №3 отключается какая-то ещё одна форсунка. Проверяем эту гипотезу,
вручную отключая катушки зажигания, и убеждаемся, что так оно и есть. Значит, в
программном блоке Mini
нашего прибора допущена ошибка.
Всё? Нет не всё. Подключаем дилерский сканер
BMW GT-1 и проводим ту же
процедуру с отключением форсунок. Результат повторяется. Проделываем то же
самое со всеми, имеющимися под рукой сканерами – Launch X-431, Delphi DS-150 и рядом других.
Ситуация аналогичная. Теперь можно сделать окончательный вывод – ошибка,
допущенная производителями дилерского сканера BMW, просто тиражируется всеми
остальными. Это плохо? Безусловно. Но есть и положительный момент. Программисты
компании Autologic в
самое ближайшее время данную ошибку устранят. А вот смогут ли и как быстро
среагировать остальные – это уже вопрос. Разве только если прочитают данный технический
бюллетень.
Что касается неисправности, определить её
достоверно так и не удалось. Владелице авто была предложена комплексная
декарбонизация двигателя. Однако от проведения данной процедуры она отказалась
– дорого, видите ли. Жаль, ведь случай-то весьма неординарный, а потому
хотелось довести его до логического завершения. Увы, не срослось.
Технический
эксперт компании «НЕО СИСТЕМС»
Газетин
Сергей.
|