Технический Бюллетень №16 : Программирование
блока АКП на Range Rover Sport
Диагностика
– это, безусловно, серьёзный и важный процесс, который требует наличия на СТО качественного
оборудования и квалифицированного персонала. Но сегодня и этого уже недостаточно.
При обслуживании многих современных автомобилей, наряду с диагностическими
процедурами, всё более актуальной становится ещё одна задача – программирование
электронных блоков управления. Эта функция необходима при замене неисправных контроллеров,
при обновлении их программного обеспечения, при изменении программы
(чип-тюнинг) и т.п. На СТО авторизованных дилеров программирование уже давно
является стандартной функцией. Теперь эта процедура уверенно входит в
диагностический обиход и в независимых автосервисах, и, скорее всего, в
ближайшем будущем такая работа будет считаться чем-то весьма ординарным. Поговорим
об это более подробно.
Объектом для нашего «программинга» будет
автомобиль весьма непростой - Range Rover Sport 4.2 Supercharged,
2007 года выпуска (фото 1).
Фото 1 - Range Rover Sport Supercharged
Машина прибыла к нам с «убитой» АКП. В силу ряда
причин, кроме ремонта и замены фрикционных пакетов в коробке, пришлось пойти на
покупку нового гидроблока. В этот агрегат интегрирована и электронная плата,
включающая все датчики, исполнительные соленоиды, ну и собственно сам блок
управления АКП. Такой модуль сейчас принято называть «мехатроник». Извне к
модулю подходят по сути, лишь масса,
питание, ну и два провода шины CAN,
которая служит для связи блока управления АКП с другими электронными блоками
автомобиля. Блок управления поставляемого в запчасти «мехатроника» не содержит
программного обеспечения и программируется уже на СТО. Если вы думаете, что
данную процедуру может выполнить только официальный дилер, то ошибаетесь. С
помощью прибора Autologic
мы можем сделать это ничуть не хуже. Собственно об этом и пойдёт речь в данном
бюллетене.
Итак, автомобиль стоит на подъёмнике, АКП
уже демонтирована (фото 2).
Фото 2 - Range Rover без АКП
Любопытства ради, подключаем к диагностическому
разъёму наш Autologic и
проводим так называемый «Быстрый Тест». Само-собой, блок управления АКП (он
имеет аббревиатуру ТСМ), попадает в список систем, с которыми сканер не может
установить связь (экраны 1 и 2).
Экран 1 - эл. блоки - нет связи 1
Экран 2 - эл. блоки - нет связи 2
Новый гидроблок в сборе «мехатроником» пока
лежит отдельно от АКП, поскольку сама коробка находится в процессе ремонта.
Возникает вполне логичное предложение запрограммировать контроллер TCM ещё
до установки АКП на автомобиль. А почему бы и нет – ведь все необходимые
компоненты имеются. Тем паче, что у нас есть ещё и старый «мехатроник» - на нём
можно «потренироваться». Подсоединяем разъём к старому девайсу и временно
закрепляем его под днищем автомобиля, просто, чтобы он не упал (фото 3).
Фото 3 - подключен старый мехатроник
Включаем зажигание, устанавливаем связь с блоком ТСМ. На дисплее прибора
высвечивается функциональное меню (экран 3).
Экран 3 - меню системы АКП
Можно прочитать идентификатор
блока управления (экран 4) и коды ошибок (экран 5).
Экран 4 - идентификатор блока
Экран 5 - коды ошибок
Значит, наши предположения
верны, блок ТСМ связь со сканером поддерживает, можно пробовать подключить новый
«мехатроник». Ещё раз отметим, что этот модуль пришёл к нам в сборе с
гидроблоком; весь узел запакован в плотный целлофановый пакет. Чтобы ненароком
не занести в этот недешёвый «организм» грязь или пыль, решаем программировать
его прямо так, не распаковывая. Кладём гидроблок на швеллер подъёмника (фото
4), вырезаем в упаковке дырку под разъём (фото 5) и подсоединяем к нему разъём
жгута автомобиля (фото 6). Всё готово, можно начинать.
Фото 4 - новый гидроблок на швеллере подъёмника.
Фото 5 - разъём нового мехатроника
Фото 6 - новый мехатроник подключен
Идеология программирования, выбранная производителем
прибора Autologic - компанией
«Diagnos Co»,
заключается в следующем. Файлы с программным обеспечением (у нас их часто
называют «прошивками») хранятся в компьютерах компании в Оксфордшире. Для
получения необходимого файла пользователь прибора должен сначала подключить Autologic к
автомобилю, сделать так называемый «лог» и отправить его на web-сервер компании. Лог содержит
информацию о конфигурации автомобиля, установленных электронных блоках, версиях
ПО, кодировках и т.п. После обработки полученного лога, сотрудники Diagnos Co размещают
файл с требуемой «прошивкой» на сайте, в личном разделе пользователя. После
этого ему остаётся скачать данную «прошивку» и загрузить её в память сканера. Ну
и далее нужно «залить» эту прошивку в память программируемого блока.
Прежде, чем начать запись лога, нам
необходимо активировать эту функцию в приборе. Входим в системное меню (экран
6), нажимаем на клавишу «Support Tool».
Экран 6 - системное меню сканера
Появляется экран 7, где видно, что функция
записи лога неактивна (Not Logging).
Экран 7- логирование выключено
Нажимаем клавишу «On» –
режим активируется (экран 8).
Экран 8- логирование включено
Выходим из системного меню, входим в меню
диагностики. Выбираем нужный нам автомобиль, т.е. Range Rover Sport, 4.2 Supercharged. Включаем зажигание, входим
в меню программирования. Как видно из экрана 9, список блоков, поддерживающих
процедуру программирования весьма «нехилый».
Экран 9 - меню программирования
Но нас в данном случае интересует
только один из них, а именно ТСМ. Нажимаем на клавишу «TCM Automatic Transmission» – появляется
экран 10, предлагающий выбрать нужный нам вариант программы в соответствии с
идентификационными данными нашего автомобиля.
Экран 10 - выбор, страница 1
Эти данные высвечиваются в трёх
верхних строчках (тип ECU,
Номер блока управления и Код конфигурации). На первом экране нужный вариант
отсутствует, поэтому последовательно пролистываем ещё две страницы (экраны 11 и
12).
Экран 11 - выбор, страница 2.png
Экран 12 - выбор, страница 3
На третьей странице находим нужный нам вариант – Gulf Gearbox, Auto, 4.2 SC (GB03N).
Нажимаем на клавишу с символом «>»
и прибор начинает считывать необходимую информацию (экран 13).
Экран 13 - чтение конфигурации для лога
По окончании
процедуры считывания появляется экран 14 с сообщением о том, что данные успешно
сохранены. Мы можем убедиться в этом, нажав на клавишу Module Data Manager (экран 9): появляется
экран 15, в верхней строке которого (Slot 1) виден идентификатор сохранённого лог-файла.
Экран 14 - данные для лога сохранены
Экран 9 - меню программирования
Экран 15 - данные для лога в модуль-менеджере.png
Об успешном
сохранении лога свидетельствует и экран 16, из которого следует, что количество
сохранённых логов равно 1. Теперь можно выключить зажигание и отключить прибор
от автомобиля. Следующий шаг – передача сохранённого лога в компанию Diagnos Co и получение нужной
«прошивки». Об этом – в следующем бюллетене.
Экран 16 - лог для отправки сохранён
Технический
эксперт компании «НЕО СИСТЕМС»
Газетин
Сергей.
|