Технический Бюллетень №23: Программирование
блока АКП на BMW760
Заехал я как-то в гости к знакомым «автоматчикам».
А они возьми и попроси меня помочь «прошить» блок АКП на семёрке BMW. И не просто семёрке, а
на BMW760Li, (в версии с удлинённой
базой), с 12-ти цилиндровым, 6-ти литровым двигателем N73. Год выпуска - 2008. Я сразу понял,
что автомобиль серьёзный. Как оказалось, машина используется в качестве
служебной «вторым лицом» одной весьма известной компании. За неполных три года,
водитель (или водители) «семёрки», накатали более 100000 километров и благополучно
прикончили АКП. Если вы думаете, что BMW ставит на свои автомобили какие-то
особо неудачные автоматические коробки, то зря. Для современной АКП ресурс в 150-200
тысяч считается уже чем-то экстраординарным. Причём особого значения, какая
фирма, и в какой стране произвела эту коробку, уже не имеет. Откатала машина
гарантийный срок, и на том спасибо. Дальше – это уже проблемы владельца. Хотя
конечно, и здесь есть свои лидеры и аутсайдеры. Но компания ZF (а именно она является производителем
данной АКП) к аутсайдерам явно не относится. Это я к тому, что бывает и хуже. Примечательно,
что реанимировать коробку решили не у «официалов», а на независимой фирме,
специализирующейся на ремонте автоматических трансмиссий. Очевидно, что деньги
в частных компаниях, даже очень богатых, считать умеют. А вот если бы такой
автомобиль возил какого-нибудь государственного чиновника? Сдаётся мне, что всё
было бы несколько по-другому….
Итак, ближе к делу. Коробку специалисты
отремонтировали. Оставлять на только что отремонтированной АКП старый гидроблок,
который трудился на протяжении более ста тысяч километров весьма неразумно - выйдет
себе дороже. Так что заказали и установили новенький «мехатроник». Напомню, что
в этот агрегат интегрированы гидроблок, электронная плата с датчиками и исполнительными
соленоидами, ну и собственно «мозги», т.е. блок управления АКП. «Мехатроник»
устанавливается внутри АКП, а извне к нему подходят провода питания, массы и шины CAN, которая обеспечивает связь
блока управления АКП с другими электронными системами автомобиля. Блок
управления поставляемого в запчасти «мехатроника» не содержит программного
обеспечения и программируется непосредственно дилером, уже на СТО. Вот именно
эту процедуру мы и будем выполнять с помощью прибора Autologic.
Итак, новая коробка установлена (но пока не
заправлена маслом), автомобиль не запуская, выкатили на улицу. Здесь мы и будем
работать, благо на дворе лето, а погода способствует. Подключаем к диагностическому
разъёму наш Autologic и
проводим так называемый «Быстрый Тест». Как видно из экрана 1, блок управления АКП
(он имеет аббревиатуру EGS),
имеет статус «unidentified»,
т.е. сканер не может его идентифицировать.
Экран 1 - результат быстрого теста
Оно и понятно – блок-то «пустой»,
без программного обеспечения. Тем не менее, определённая информация в памяти
блока всё же имеется. Вот именно её сканер должен прочитать и сохранить, а мы -
отправить лог с сохранённой информацией в Англию. Только после этого мы получим
необходимый для прошивки файл.
Все
процедуры, так или иначе связанные с программированием электронных блоков на
автомобилях BMW,
начиная с 2001 года, через специальное меню CIP. Эта аббревиатура расшифровывается как Coding, Individualization and Programming (Кодирование,
Индивидуализация и Программирование). Экранная клавиша с аббревиатурой CIP находится в главном меню,
которое появляется сразу после автоматического определения автомобиля (экран
2).
Экран 2 - главное меню.
Нажимаем на эту клавишу, появляется начальная страничка режима CIP (экран 3), где нам
напоминают, что для успешной работы желательно ознакомится с инструкцией CIP.
Экран 3 - начало сессии CIP
Данная информация
находится на сайте компании diagnos.co и
доступна всем пользователям прибора. Кроме этого, в верхней строчке
высвечивается номер версии CIP,
загруженной в прибор. Если версия устарела, её необходимо обновить – самая
свежая версия всегда доступна для скачивания на сайте компании. В нашем приборе
загружена самая свежая версия – за такими вещами я слежу очень внимательно.
Нажимаем на клавишу «Continue» - появляется экран 4, в
котором высвечивается дата и время из памяти прибора.
Экран 4 - текущая дата
Если эти данные расходятся
с действительными, можно привести их в соответствие, нажав клавишу «Edit». В нашем случае делать
этого не нужно. Опять нажимаем на клавишу «Continue», появляется экран 5, который можно назвать стартовым.
Экран 5 - начало процедуры считывания
На дисплее высвечивается указание включить зажигание и ещё раз нажать на
клавишу «Continue». Что
мы и делаем. Прибор считывает и
высвечивает первичную информацию по автомобилю (экран 6).
Экран 6 - первичные данные.
Снова нажимаем на
клавишу «Continue» -
появляется промежуточный экран 7, где нас информируют о том, что следующее
нажатие на клавишу «Continue»
запустит процедуру опроса всех блоков управления на предмет возможности
обновления их ПО.
Экран 7 - начало опроса блоков.
Полученный в результате этого опроса файл сохраняется в
памяти прибора – это так называемый «лог». Поскольку блоков на автомобиле много,
процедура может занять несколько минут. Нажимаем и ждем. Через некоторое время
появляется экран 8, который позволяет
нам просмотреть информацию по всем блокам управления (клавиша «Initial Report»).
Экран 8 - результат опроса блоков.
Зачем это нужно, я
постараюсь рассказать в отдельном бюллетене. Пока это нам не нужно, поскольку
нас интересует программирование одного-единственного блока EGS. Поэтому нажимаем на экранную
клавишу «Coding/Programming» и попадаем в
главное меню программирования (экран 9).
Экран 9 - меню выбора процедур
Выбираем позицию «Selective Update» - и нажимаем на
клавишу с символом « > ».
Появляется экран 10 – это первая из семи страниц полного списка блоков управления, установленных на автомобиле.
Экран 10 - список блоков, доступных для программирования, страница 1
На первом листе блока EGS
нет, поэтому «переворачиваем страничку», т.е. нажимаем на клавишу «Next» (экран 11).
Экран 11 - список блоков, доступных для программирования, страница 2.
Здесь
интересующий нас блок присутствует, это Electronic Transmission Management, а по немецки - Elektronische Getriebe Steuerung,
или сокращённо EGS. Нажимаем
на клавишу с символом « > » –
появляется экран 12, из которого следует, что идентификационный номер софта для
блока EGS отсутствует.
Экран 12 - система EGS, начальный экран.
Вместо этого номера мы видим знаки вопроса (???????).
Всё правильно – ведь блок то «пустой». Данный блок можно «обновить», загрузив в
него программное обеспечение с идентификатором 7671681. В данном случае слово
«обновление» не совсем точно отражает суть производимой процедуры, но это не
так важно. Именно через «обновление» осуществляется как прошивка новых (пустых)
блоков, так и собственно обновление блоков, изначально установленных на
автомобиле.
Если теперь нажать клавишу « > » напротив позиции «Request Programming File», появится экран 13,
который уведомляет о том, что файл для прошивки блока в прибор не загружен.
Экран 13 - файл не установлен.
На
экране также высвечивается рекомендация подключить прибор к компьютеру с
помощью программы Autolink
и сделать запрос (точнее – заказ) нужного нам файла непосредственно на сайте
компании-производителя Diagnos Co. Перед
тем, как это сделать, на всякий случай проверяем, сохранился ли лог в памяти
прибора. Как видно из экрана 14, лог сохранён.
Экран 14 - лог для отправки сохранён
На этом первый этап работы
завершён - можно выключать прибор и идти к компьютеру. Теперь нужно передать
сохранённый лог на сервер компании Diagnos Co, получить необходимую «прошивку» и
«залить» её в блок управления EGS.
Обо всём этом – в следующем бюллетене.
Технический
эксперт компании «НЕО СИСТЕМС»
Газетин
Сергей.
|