Технический Бюллетень №35
Неисправность системы SBC
На участке диагностики автомобиль Mercedes-Benz Е320, в кузове W211 (фото 1). Тот самый, который мы когда-то сушили от воды (см.
технический бюллетень № 4).
Фото 1 - Mercedes-Benz E320 W211
Давненько мы его не видели. На этот раз причина
обращения в сервис куда серьёзнее. Хозяин автомобиля сообщил, что при движении
на панели приборов стал загораться аварийный индикатор системы SBC (фото 2).
Фото 2 - индикатор неисправности тормозов
Погасить индикатор удаётся, если выключить зажигание и вновь запустить двигатель.
Поскольку дефект стал прогрессировать, владелец направил свои стопы по
проторенной дорожке, т.е. туда, где однажды ему уже помогли. Сдаётся мне, небезосновательно.
Приятно, когда клиент тебе доверяет. Но, с другой стороны, ответственность за
принимаемое решение от такого доверия только возрастает. Так что разбираться нужно
со всей тщательностью.
Подключаем Autologic,
входим в меню систем автомобиля. Входим в кластер Chassis (Экран 1).
Для начала опрашиваем память системы АБС. Хотя, какая там АБС – это же Мерседес
всё таки! Так что бери выше – система стабилизации курсовой устойчивости (ESP). Быстро убеждаемся, что
никаких кодов ошибок блок управления этой системой не зафиксировал (экран 2).
Экран 1 - Кластер систем шасси
Экран 2 - ошибки в системе ESP отсутствуют
Казалось бы нелогично. Но дело в том, что рабочие тормоза на этом автомобиле не
совсем обычные – здесь применяется система Sensotronic Brake Control, или, как её иногда
называют, «торможение по проводам». Водитель, нажимая на педаль тормоза,
приводит в действие вспомогательный тормозной цилиндр, нарастание давления в
котором в обычном режиме не передаётся на тормозные суппорты, а всего лишь воздействует
на специальный датчик давления. Напряжение с выхода этого датчика система
использует в качестве основного командного сигнала. Кроме этого, естественно
используется ещё целый ряд сигналов, поступающих в блок SBC как напрямую, так и по шине CAN от других блоков (в
частности от блока ESP).
Электронный блок управления обрабатывает полученную информацию и с помощью
блока клапанов-соленоидов распределяет давление тормозной жидкости от
гидро-аккумулятора по контурам четырёх колёс. Давление в аккумуляторе
поддерживается с помощью электрического насоса системы. Всё это «хозяйство»,
включая электронный блок, выполнено в виде достаточно компактного гидромодуля
(фото 3). Теоретически, такая система имеет целый ряд преимуществ перед
классической тормозной системой, однако, забегая вперёд, отметим, что на
практике показала себя недостаточно надёжной и долговечной.
Фото 3 - блок SBC в сборе
Немного отвлеклись, идём дальше. Возвращаемся в кластер Chassis, нажимаем на клавишу Sensotronic Brake Control. В памяти этого блока
присутствует две ошибки (экран 3). И обе не обещают для хозяина автомобиля
ничего хорошего.
Экран 3 - коды неисправностей в системе SBC
Почему мы так думаем? Потому, что система SBC имеет вполне определённый ресурс
работы, т.е. фактически рассчитана на некое число циклов срабатывания. При
наличии критического износа, необходимо как минимум заменить гидравлическую
часть модуля. И вполне возможно, что час «икс» для этой системы уже пробил. Но
в этом ещё нужно убедиться.
Возвращаемся в меню системы SBC (экран 4). В этом меню есть клавиша General Serviсing. Нажатие на эту клавишу приводит к
появлению экрана 5.
Экран 4 - Меню системы SBC
Экран 5 - функции General Servicing
Среди функций, предусмотренных производителем для
проведения обслуживания системы SBC,
есть две, весьма подходящие для нашей ситуации. Во-первых, это клавиша с надписью «Pressure Reservoir: Check Pretension Pressure».
Она даёт нам возможность проверить величину давления, поддерживаемого в
гидро-аккумуляторе. Нажимаем на клавишу, появляется экран 6, из которого
следует, что в исправной системе эта величина составляет 95 Бар. Нажимаем
клавишу «Next» и
переходим на страничку запуска теста (экран 7). Как следует из этого экрана,
тест занимает всего 30 секунд. Нам остаётся только нажать на клавишу «Start» и подождать результат.
Как мы и предполагали, он отрицательный (экран 8).
Экран 6 - информация по проводимой проверке
Экран 7 - начальный экран проверки давления
Экран 8 - результат проверки отрицательный
Ладно, дадим системе SBC ещё один шанс. В списке «General Servicing» (экран 5) есть ещё
одна функция – «Check Operating Time Of Hydraulic
Unit». Вот она-то нам и нужна.
Нажимаем на эту клавишу, появляется экран 9, информирующий диагноста о
смысле и цели проведения данного теста. Нажимаем клавишу «Next» и входим в экран 10, предваряющий
процедуру проверки.
Экран 9 - информация по проведению теста
Экран 10 - начальный экран проверки ресурса блока SBC
Всё, что нужно – просто нажать на клавишу «Run» (Запуск). Что мы и
делаем. Через несколько секунд получаем результат. Увы, он опять
отрицательный (экран 11).
Экран 11 - окончательный результат проверки
На дисплее, в
первой строке, чёрным по белому высвечивается вполне очевидный диагноз:
«Сервисный предел достигнут», а чуть ниже и вовсе однозначный приговор: «Замените
гидравлический модуль системы SBC».
Ну что же, это тот случай, когда мозги диагносту вообще не требуются. За него всё уже решил блок управления, а сканер лишь помого получить эту информацию. Остаётся решить, где менять гидроблок. Дело в том, что на этих автомобилях производитель производит бесплатную замену гидроблока, при условии, что пробег автомобиля истинный (т.е. не подвергался корректировке). Выбор оставим за клиентом.
Технический эксперт компании «НЕО
СИСТЕМС»
Газетин Сергей.
|