Технический Бюллетень №38
Отстрел на месте
Притащили к нам на галстуке автомобиль BMW 645Ci (фото 1). Это та самая
машина, которую мы слегка подлечили пару месяцев назад (см. TSB #30).
Фото 1 - BMW645Ci
Кстати, я должен извиниться за
допущенную в том бюллетене ошибку – автомобиль этот выпущен не в 2008-м году,
как было указано, а в совсем далёком, 2003-м. Хотя конечно, это мало что
меняет, тем более в настоящий момент – автомобиль-то не работает. Не по нашей
вине, конечно - всё, что мы «приговорили» и заменили в прошлый раз, никаких
нареканий не вызывает. Тут совсем другая история – ехал автомобиль, ехал, а
потом вдруг (по словам владельца), раздался какой-то то ли стук, то ли хлопок,
и двигатель остановился. И всё – больше ни ответа, ни привета. Зажигание не
включается, стартер не крутит. Хотели мы подключить к разъёму Autologic – не тут-то было, питание на
прибор не поступает. Ну, наверное, аккумулятор в дым сел, подумали мы, открыли
капот и подключили к плюсовому терминалу зарядное устройство. И пошли себе обедать
– пусть АКБ хоть немного подзарядится.
Приходим с обеда, пытаемся включить сканер – ноль эмоций. Несмотря на подключенное
зарядное устройство. Наверное, что-то не так с подкапотным плюсовым терминалом.
Так, хорошо, тогда будем плясать от печки. Открываем багажник, освобождаем
доступ к аккумулятору, и подсоединяем зажимы зарядного устройства напрямую. Эффект
– ноль. Сканер по-прежнему не включается, панель приборов не оживает. Измеряем
напряжение между выводами АКБ – всё нормально, положенные 13.7 Вольта аппарат
выдаёт (фото 2). Значит, нарушена плюсовая цепь от аккумулятора к потребителям.
Переставляем измерительный вывод прибора на другую сторону плюсовой клеммы –
так и есть, напряжение здесь отсутствует (фото 3).
Фото 2 - напряжение зарядки в норме
Фото 3 - напряжение отсутствует
Это может означать только
одно: клемма «отстрелилась». Как известно, на многих современных автомобилях, в
случае аварии (столкновения), цепь питания разрывается посредством срабатывания
специального пиропатрона, встроенного в клемму плюсового силового провода.
Замечательно, но ведь автомобиль ни имеет никаких повреждений и вообще
ни с чем не сталкивался. Может быть, от блока управления подушками поступил
ложный сигнал? Сейчас проверим. Только для этого, опять-таки, надо восстановить
плюсовую шину борт-сети. Это мы осуществляем просто - соединив проводом «для
прикуривания» плюсовую клемму АКБ и место обжимки клеммы плюсового кабеля (фото
4).
Фото 4 - "времянка" по питанию
Autologic включился, теперь можно приступать к диагностике. В первую
очередь нас интересует блок управления подушками безопасности. Хотя, при
диагностике современных БМВ, такое определение вряд ли можно назвать корректным.
Дело в том, что за работу подушек на этих автомобилях отвечает сразу несколько
электронных блоков, связанных в единую сеть. Устанавливаем связь с автомобилем,
в главном меню (экран 1) нажимаем на клавишу «Body» (Кузовная Электроника). Находим
клавишу «Safety Functions»,
что в переводе на русский язык означает «Функции Безопасности» (экран 2). Нажимаем
на эту клавишу, появляется экран 3, на котором собственно и представлен список
систем, отвечающих за пассивную безопасность автомобиля.
Экран 1 - Главное Меню
Экран 2 - кластер систем кузовной электроники
Экран 3 - кластер систем безопасности
Опрос памяти входящих в данный кластер блоков, даёт следующий результат.
В блоках SGM/ASCM, SZL, SBSL, TMFA и TMFB
никаких кодов ошибок не зафиксировано. Зато в модулях SFZ и SBSR есть коды, которые непосредственным
образом связаны с нашей проблемой. В памяти модуля SFZ хранится ошибка 9В01, информирующая
о том, что цепь питания находится в обрыве (экран 4). Ну, это, в общем-то, и
так понятно, то есть имеет место констатация факта, не более. А вот информация,
полученная от модуля SBSR,
гораздо конкретнее. Здесь имеются три кода, приоткрывающие завесу над
таинственным и загадочным фактом срабатывания пиропатрона плюсовой клеммы
(экран 5).
Экран 4 - код неисправности в модуле SFZ
Экран 5 - коды неисправностей в модуле SBSR
Как хорошо видно из данного экрана, расшифровки всех трёх кодов,
содержат словосочетание Battery Lead
(shield). Вот именно
слово shield (экран) и
является в данном случае ключевым. Дело в том, что силовой плюсовой кабель
практически у всех современных БМВ проходит к потребителям от аккумуляторной батареи
под днищем автомобиля. Во избежание короткого замыкания этого кабеля на массу
(например, в результате повреждения), состояние кабеля постоянно контролируется.
С этой целью в кабель встроен экран, который изолирован как от основной
плюсовой шины, так и от массы. На экране, относительно массы кузова, блоками SBSR и SBSL, поддерживается постоянный
слаботочный потенциал, величиной примерно 5 Вольт. Значительное изменение этого
потенциала, трактуется блоком SBSR
как повреждение изоляции кабеля и приводит к записи соответствующих кодов
ошибок. А наиболее критичным является вариант, когда потенциал экрана становится
близким к нулю – в этом случае блок SBSR подаёт команду на срабатывание
пиропатрона плюсовой клеммы. Что мы собственно и наблюдаем. Неплохо было бы
понять, почему это произошло.
Поднимаем автомобиль на подъёмнике. Вот он, этот самый силовой кабель
(фото 5). В багажник он проходит через специальный переходной адаптер.
Откручиваем болт адаптера и отсоединяем кабель от багажного отсека (фото 6).
Фото 5 - силовой кабель
Фото 6 - переходной адаптер
Интересно, что там, под этой замечательной пластиковой крышечкой (фото 7)? Ну
конечно, наша любимая зелень (фото 8).
Фото 7 - снаружи всё вполне прилично
Фото 8 - а вот это уже не есть хорошо
Не берусь на все сто процентов
утверждать, что это и есть причина «отстрела» пиропатрона, но скорее всего, так
оно и есть. По-видимому, коррозия распространилась под изоляцию и достигла
экрана кабеля. Его потенциал стал «уплывать» и в какой-то момент уменьшился до
критического значения. Ну а затем блок SBSR выполнил то, что он и обязан был
выполнить.
Ремонтировать такой кабель бессмысленно: пиропатрон в любом случае
одноразовый. Так что, заручившись согласием клиента, заказываем новый кабель. К
моему величайшему сожалению, его установка происходила без моего участия –
работы пришлись аккурат на воскресенье. Поэтому всё, что мне удалось увидеть в
понедельник утром – это одиноко лежащий на полу старый кабель (фото 9).
Фото 9 - демонтированный силовой кабель
Я,
конечно, не преминул воспользоваться моментом и тут же его «распотрошил». То есть срезал изоляцию, закрывающую экран. Вот
так выглядит та часть кабеля, которая располагается ближе к багажнику (фото
10), а вот так – конец, который подходит к моторному отсеку (фото 11).
Фото 10 - силовой кабель, сторона багажника
Фото 11 - силовой кабель, сторона моторного отсека
На обоих
фото хорошо виден выполненный из тонкой фольги экран, а также выводы,
соединяющие его с блоками SBSR
и SBSL. Ну а сама токонесущая шина весьма нехилого сечения, выполнена, как и
положено из чистой меди. Вес такого кабеля (по ощущениям) – около килограмма,
не меньше. Даже жалко, что столько добра пропадает. Не пора ли податься ли в сборщики цветного металла?
Технический эксперт компании «Интерклакен»
Газетин Сергей.
|