Главная Диагностика О компании Обучение загрузка Форум Контакты  
  Технический Бюллетень №38: Отстрел на месте

Car Makes

Технические Бюллетени:

17.06.2015
Технический Бюллетень №102: Неровный пульс

09.06.2015
Технический Бюллетень №101: Фарсунка

19.05.2015
Технический Бюллетень №100: XALWA

28.04.2015
Технический Бюллетень №99: New Tool

20.04.2015
Технический Бюллетень №98: Решето


Открыть все Бюллетени


Технический Бюллетень №38

 

Отстрел на месте

 

   Притащили к нам на галстуке автомобиль BMW 645Ci (фото 1). Это та самая машина, которую мы слегка подлечили пару месяцев назад (см. TSB #30).

                         

                                                           Фото 1 - BMW645Ci

Кстати, я должен извиниться за допущенную в том бюллетене ошибку – автомобиль этот выпущен не в 2008-м году, как было указано, а в совсем далёком, 2003-м. Хотя конечно, это мало что меняет, тем более в настоящий момент – автомобиль-то не работает. Не по нашей вине, конечно - всё, что мы «приговорили» и заменили в прошлый раз, никаких нареканий не вызывает. Тут совсем другая история – ехал автомобиль, ехал, а потом вдруг (по словам владельца), раздался какой-то то ли стук, то ли хлопок, и двигатель остановился. И всё – больше ни ответа, ни привета. Зажигание не включается, стартер не крутит. Хотели мы подключить к разъёму Autologic – не тут-то было, питание на прибор не поступает. Ну, наверное, аккумулятор в дым сел, подумали мы, открыли капот и подключили к плюсовому терминалу зарядное устройство. И пошли себе обедать – пусть АКБ хоть немного подзарядится.

   Приходим с обеда, пытаемся включить сканер – ноль эмоций. Несмотря на подключенное зарядное устройство. Наверное, что-то не так с подкапотным плюсовым терминалом. Так, хорошо, тогда будем плясать от печки. Открываем багажник, освобождаем доступ к аккумулятору, и подсоединяем зажимы зарядного устройства напрямую. Эффект – ноль. Сканер по-прежнему не включается, панель приборов не оживает. Измеряем напряжение между выводами АКБ – всё нормально, положенные 13.7 Вольта аппарат выдаёт (фото 2). Значит, нарушена плюсовая цепь от аккумулятора к потребителям. Переставляем измерительный вывод прибора на другую сторону плюсовой клеммы – так и есть, напряжение здесь отсутствует (фото 3).

                        

                                           Фото 2 - напряжение зарядки в норме

 

                                            

                                            Фото 3 - напряжение отсутствует 

   Это может означать только одно: клемма «отстрелилась». Как известно, на многих современных автомобилях, в случае аварии (столкновения), цепь питания разрывается посредством срабатывания специального пиропатрона, встроенного в клемму плюсового силового провода.

   Замечательно, но ведь автомобиль ни имеет никаких повреждений и вообще ни с чем не сталкивался. Может быть, от блока управления подушками поступил ложный сигнал? Сейчас проверим. Только для этого, опять-таки, надо восстановить плюсовую шину борт-сети. Это мы осуществляем просто - соединив проводом «для прикуривания» плюсовую клемму АКБ и место обжимки клеммы плюсового кабеля (фото 4).

                     

                                             Фото 4 - "времянка" по питанию 

   Autologic включился, теперь можно приступать к диагностике. В первую очередь нас интересует блок управления подушками безопасности. Хотя, при диагностике современных БМВ, такое определение вряд ли можно назвать корректным. Дело в том, что за работу подушек на этих автомобилях отвечает сразу несколько электронных блоков, связанных в единую сеть. Устанавливаем связь с автомобилем, в главном меню (экран 1) нажимаем на клавишу «Body» (Кузовная Электроника). Находим клавишу «Safety Functions», что в переводе на русский язык означает «Функции Безопасности» (экран 2). Нажимаем на эту клавишу, появляется экран 3, на котором собственно и представлен список систем, отвечающих за пассивную безопасность автомобиля.

                        

                                                      Экран 1 - Главное Меню

                     

                                        Экран 2 - кластер систем кузовной электроники

                     

                                            Экран 3 - кластер систем безопасности 

 

   Опрос памяти входящих в данный кластер блоков, даёт следующий результат. В блоках SGM/ASCM, SZL, SBSL, TMFA и TMFB никаких кодов ошибок не зафиксировано. Зато в модулях SFZ и SBSR есть коды, которые непосредственным образом связаны с нашей проблемой. В памяти модуля SFZ хранится ошибка 9В01, информирующая о том, что цепь питания находится в обрыве (экран 4). Ну, это, в общем-то, и так понятно, то есть имеет место констатация факта, не более. А вот информация, полученная от модуля SBSR, гораздо конкретнее. Здесь имеются три кода, приоткрывающие завесу над таинственным и загадочным фактом срабатывания пиропатрона плюсовой клеммы (экран 5).

                        

                                       Экран 4 - код неисправности в модуле SFZ

                     

                                       Экран 5 - коды неисправностей в модуле SBSR 

 

   Как хорошо видно из данного экрана, расшифровки всех трёх кодов, содержат словосочетание Battery Lead (shield). Вот именно слово shield (экран) и является в данном случае ключевым. Дело в том, что силовой плюсовой кабель практически у всех современных БМВ проходит к потребителям от аккумуляторной батареи под днищем автомобиля. Во избежание короткого замыкания этого кабеля на массу (например, в результате повреждения), состояние кабеля постоянно контролируется. С этой целью в кабель встроен экран, который изолирован как от основной плюсовой шины, так и от массы. На экране, относительно массы кузова, блоками SBSR и SBSL, поддерживается постоянный слаботочный потенциал, величиной примерно 5 Вольт. Значительное изменение этого потенциала, трактуется блоком SBSR как повреждение изоляции кабеля и приводит к записи соответствующих кодов ошибок. А наиболее критичным является вариант, когда потенциал экрана становится близким к нулю – в этом случае блок SBSR подаёт команду на срабатывание пиропатрона плюсовой клеммы. Что мы собственно и наблюдаем. Неплохо было бы понять, почему это произошло.

   Поднимаем автомобиль на подъёмнике. Вот он, этот самый силовой кабель (фото 5). В багажник он проходит через специальный переходной адаптер. Откручиваем болт адаптера и отсоединяем кабель от багажного отсека (фото 6).

                        

                                               Фото 5 - силовой кабель

                        

                                        Фото 6 - переходной адаптер

                     

   Интересно, что там, под этой замечательной пластиковой крышечкой (фото 7)? Ну конечно, наша любимая зелень (фото 8).

                        

                                             Фото 7 - снаружи всё вполне прилично 

                     

                                       Фото 8 - а вот это уже не есть хорошо

Не берусь на все сто процентов утверждать, что это и есть причина «отстрела» пиропатрона, но скорее всего, так оно и есть. По-видимому, коррозия распространилась под изоляцию и достигла экрана кабеля. Его потенциал стал «уплывать» и в какой-то момент уменьшился до критического значения. Ну а затем блок SBSR выполнил то, что он и обязан был выполнить.

   Ремонтировать такой кабель бессмысленно: пиропатрон в любом случае одноразовый. Так что, заручившись согласием клиента, заказываем новый кабель. К моему величайшему сожалению, его установка происходила без моего участия – работы пришлись аккурат на воскресенье. Поэтому всё, что мне удалось увидеть в понедельник утром – это одиноко лежащий на полу старый кабель (фото 9).

                        

                                    Фото 9 - демонтированный силовой кабель

Я, конечно, не преминул воспользоваться моментом и тут же его «распотрошил». То есть срезал изоляцию, закрывающую экран. Вот так выглядит та часть кабеля, которая располагается ближе к багажнику (фото 10), а вот так – конец, который подходит к моторному отсеку (фото 11).

                        

                                       Фото 10 - силовой кабель, сторона багажника

                     

                                      Фото 11 - силовой кабель, сторона моторного отсека 

   На обоих фото хорошо виден выполненный из тонкой фольги экран, а также выводы, соединяющие его с блоками SBSR и SBSL. Ну а сама токонесущая шина весьма нехилого сечения, выполнена, как и положено из чистой меди. Вес такого кабеля (по ощущениям) – около килограмма, не меньше. Даже жалко, что столько добра пропадает. Не пора  ли податься ли в сборщики цветного металла?   

    

 

Технический эксперт компании «Интерклакен»

Газетин Сергей.

Car