Главная Диагностика О компании Обучение загрузка Форум Контакты  
  Технический Бюллетень №47: "Прошивка" дросселя (часть 1) - Volvo

Car Makes

Технические Бюллетени:

17.06.2015
Технический Бюллетень №102: Неровный пульс

09.06.2015
Технический Бюллетень №101: Фарсунка

19.05.2015
Технический Бюллетень №100: XALWA

28.04.2015
Технический Бюллетень №99: New Tool

20.04.2015
Технический Бюллетень №98: Решето


Открыть все Бюллетени

Технический Бюллетень №47

 

«Прошивка» дросселя (часть 1)

 

   Сейчас я уже не вспомню, с какой именно проблемой приезжала к нам эта «восьмидесятка» в первый раз. Было это около полугода назад, так что все подробности удержать в памяти сложно. Скорее всего, обращение было связано с какой-то рутиной, типа замены ламп или чего-то ещё в этом роде. Но я хорошо помню, что на панели приборов горел индикатор «Check Engine», при этом по работе двигателя, человек её пригнавший, никаких претензий не высказал. Но всё же попросил прочитать коды ошибок. Что мы и сделали. В памяти ECU «сидели» две ошибки по электронному дросселю – это я тоже хорошо запомнил. Да собственно чего тут помнить – я ведь почти всегда сохраняю всю необходимую информацию о машине в памяти Автолоджика, а затем перекидываю её на компьютер. Так что для того, чтобы «откатиться во времени», достаточно просто открыть соответствующую папку. Вот она: автомобиль Volvo S80, первой генерации, 1999 года выпуска, с 5-ти цилиндровым двигателем B5244S, объёмом 2.4 литра. Машина находится не в частном пользовании, а принадлежит юридическому лицу. А вот и один из экранов, снятый в тот самый первый визит (экран 1).

 

                      

                                                    Экран 1 - коды неисправностей

  

   Как я уже упоминал выше, коды 914F и 9150 говорят о проблемах с электронным дросселем. Но, поскольку претензий к работе мотора у водителя не было (что при наличии данных ошибок весьма удивительно), никаких действий в тот раз он предпринимать не стал. Так сказать, не был уполномочен фирмой.

   Однако, через некоторое время проблема всё-таки вылезла наружу. Приехав к нам повторно через несколько месяцев, этот же человек сообщил, что двигатель стал работать нестабильно, самопроизвольно роняет и поднимает обороты и т.д. и т.п. Подключение «Автолоджика» не выявило в памяти ECU никаких других ошибок, кроме тех, которые были обнаружены при первом визите (экран 1). Вот ведь как бывает. Коды неисправностей те же самые, но как разнится работа двигателя!

   Ну что, в этот раз придётся копнуть поглубже. Для начала воспользуемся «советами постороннего». Так мы называем подсказки, которые выдаёт сканер. В частности, мы можем получить дополнительную информацию по приведённым выше ошибкам. Эта информация представлена на экранах 2 и 3.

 

                         

                                  Экран 2 - симптомы проявления и причины кода 914F 

 

                      

                                      Экран 3 - симптомы проявления и причины кода 9150     

              

   Внимательный читатель сразу заметит, что среди причин, вызывающих появление данных кодов, фигурирует весьма любопытные надписи «old software in throttle unit» и «faulty software in the electronic software module». Т.е., типа, ребята, проверьте программное обеспечение дроссельного узла. Какое такое программное обеспечение? Ведь мы привыкли к тому, что электронный дроссель - это всего лишь железка с электродвигателем и потенциометрами внутри. То есть, по сути, термин «электронный дроссель» не совсем верно отражает суть и относится скорее ко всей системе, нежели к самому дроссельному узлу.  

   Это действительно так. Но не в нашем случае. Как я уже упоминал выше, на данном автомобиле установлен двигатель B5244S, электронная «обвеска» которого имеет весьма разношёрстную структуру. В качестве основных здесь используются комплектующие японской фирмы Denso – к ним относятся ЭБУ, датчик расхода воздуха (фото 1), датчик кислорода (а точнее – датчик состава смеси) и ряд других компонентов. А вот дроссельный узел, или, по другому ЕТМ, то есть Electronic Throttle Module, здесь установлен совершенно из другой «конюшни» – производства итальянской компании Magneti Marelli (фото 2).

 

                         

                                      Фото 1 - японский расходомер на шведском двигателе

 

                         

                                           Фото 3 - и в довесок итальянский дроссель

              

   Так вот этот самый ЕТМ имеет весьма оригинальную конструкцию. Главной изюминкой этого устройства является наличие в нём собственного процессора. Именно он и выполняет все функции управления. Под чутким руководством ЭБУ двигателя, конечно. С которым модуль ЕТМ общается по CAN-шине. Решение достаточно редкое. Если мы посмотрим на другие двигатели Volvo, то встретим там традиционный дроссельный узел от Роберта Боша. Двести-триста граммов алюминия, немного железа, два потенциометрических датчика, коллекторный электродвигатель постоянного тока и никаких тебе процессоров и CAN-шин. При этом работает всё как надо. В отличие от итальянского чуда – увы, надёжностью, изделия, производимые Magneti Marrelli, не отличаются.  

   Само собой, для начала проверяем питание и массы, приходящие к дроссельному модулю – всё в норме. Поскольку ETM передаёт информацию о положении заслонки по CAN-шине, проверить физические сигналы его датчиков осциллографом, не вскрыв дроссель, нереально. Так что в данном случае их работу будем оценивать с помощью сканера, используя режим вывода текущих параметров.  Тем более, что здесь всё для этого предусмотрено. Я имею в виду то, что «дроссельные» параметры сгруппированы на одном экране. Итак, для начала просто включаем зажигание  и медленно нажимаем на педаль акселератора. В зоне малых открытий всё вроде бы неплохо (экраны 4 и 5), но после прохождения некой точки, показатели датчиков (первая и вторая строки сверху) резко расходятся (экран 6).

 

                          

                                                    Экран 4 - параметры 1

 

                       

                                                 Экран 5 - параметры 2

                       

                                              Экран 6 - параметры 3

                                         

   Похоже, что «наелся» потенциометр №1. Можно осуществить проверку и по-другому. В меню прибора на этот случай припасён ещё один «квадратик», обозначенный как «ETM Test» (экран 7).

 

                        

                                                                  Экран 7 - Меню ETM Test 

 

Нажимаем на эту клавишу, и на экране появляется информация о том, для чего нужен тест дроссельного узла и как он работает (экран 8).

 

                                                  

                                    Экран 8 - описание назначения и сущности теста

 

   Но оказывается, что данный тест разработан для дроссельных модулей, имеющих программное обеспечение, выпущенное после 2006 года, а для более старого софта этот тест не годится. Указаны также номера версий, которые поддерживают данный тест. Проверяем версию нашего дросселя – она имеет номер 0009487021 (экран 9), а тест возможен только для версий, начинающихся с 00307.

 

                           

                                                    Экран 9 - Проверка версии дросселя            

 

                                                      

   Получается, что для того, чтобы провести тест проверки дроссельного узла, сначала нужно обновить его software. А после этого может, уже ничего и проверять не придётся – ведь в качестве одной из причин неисправности модуля ЕТМ (см. экраны 2 и 3) фигурирует устаревшее или повреждённое программное обеспечение. Ну что, опять репрограмминг? Может быть это, как в прошлый раз (см. TSB#46) решит все проблемы? Во второй части бюллетеня мы посмотрим, что из этого вышло.

 

 

 

Технический эксперт компании «Интерклакен Рус»

Газетин Сергей.

Car