Технический Бюллетень №54
Регистрация АКБ
Как известно, современные автомобили напичканы электроникой «по самые не
балуйся». Это в особенности касается немецкого премиум-сегмента. Ну а
электроника постоянно хочет кушать. Т.е. получать полноценное и
сбалансированное питание. Поэтому автомобильные системы энергообеспечения за
последний десяток лет претерпели кардинальные изменения и стали не просто
электронными, а ещё и интеллектуальными. Эти системы теперь выполняют функции
энергосбережения, определяют стратегию оптимальной зарядки АКБ, активируют
специальные алгоритмы отключения потребителей электрической энергии в случае
неисправности системы зарядки и т.д. и т.п. В общем, дело зашло так далеко, что
даже такая простая операция, как замена аккумулятора, требует выполнения
специальных процедур, естественно с применением сканера. Именно об этом пойдёт
речь в сегодняшнем бюллетене.
Рассмотрим процесс замены аккумулятора на примере автомобиля BMW525i в кузове Е60. Автомобиль, в общем-то,
совсем ещё не старый, выпущен в 2008 году. Как видно из фото 1, на машине установлен
«родной» аккумулятор, поставленный на конвейере.
Фото 1 - "родная" батарея
Вероятность такого вывода
конечно не сто процентная, но скорее всего это именно так и есть. На это
указывает наличие логотипа BMW
на стикере (сама батарея выпущена компанией «Varta»). Кроме этого, батарея имеет белый цвет корпуса, и это
тоже имеет значение. Ёмкость данной батареи – 80 Ампер-часов, ток холодной
прокрутки – 640 Ампер. По каким-то причинам, эту батарею «укатали» в хлам. Скорее
всего, она разрядилась ввиду долгой стоянки автомобиля, а зарядить её было
некогда или некому. Ну, в общем, умерла, так умерла. В качестве замены владелец
выбрал аккумулятор производства Robert Bosch,
с такой же номинальной ёмкостью (фото 2). Правда, ток холодной прокрутки у этой
батареи несколько выше– 740 Ампер, что вполне объяснимо, ведь за пять лет в
технологиях аккумуляторостроения произошли определённые положительные изменения.
Фото 2 - новый аккумулятор
Отсоединяем плюсовую и минусовую клеммы, вынимаем старую батарею из ниши, и водружаем на её место
новую. Подсоединяем «плюс» и «минус», затягиваем клеммы. Всё, новый постоялец занял освободившуюся жилплощадь (фото 3). Но он пока не зарегистрировался.
Фото 3 - новая батарея установлена
Теперь очередь за
сканером. Подключаем к диагностическому разъёму «Autologiс», устанавливаем связь с
автомобилем, входим в Главное Меню (экран 1).
Экран 1 - Главное Меню
Физически, регистрация нового аккумулятора выполняется в
блоке DME, или, говоря
по-нашему, в контроллере управления двигателем. Именно блок DME по специальной низкоскоростной
цифровой шине BSD
получает информацию о величине зарядного или разрядного тока от встроенного в
массовый провод датчика IBS
(Intelligent Battery Sensor).
И именно блок DME посредством той же самой шины BSD управляет генератором.
Входим в кластер «Drive»
(экран 2), нажимаем на клавишу «DME»,
появляется функциональное меню блока (экран 3). Далее нажимаем клавишу «Special Functions», которых тут
достаточно много (экран 4).
Экран 2 - Меню кластера "Drive"
Экран 3 - Меню ЭБУ Двигателя
Экран 4 - список Сервисных Функций
Нас в данном случае интересует функция «Register Battery Replacement». Жмём на
клавишу. Появляется экран 5, который предлагает нам две опции: получить информацию о предыдущих процедурах регистрации, если
таковые имели место быть, и зарегистрировать новую АКБ.
Экран 5 - две опции на выбор
Посмотрим-посмотрим….
Нет, на данном конкретном авто ничего подобного не наблюдается. Счётчик
регистратора «чистый» (экран 6). Дополнительно, сканер показывает, что ёмкость
зарегистрированного на машине аккумулятора составляет 80 ампер-часов, а также, что
это обычная свинцово-кислотная батарея, которая имеет корпус белого цвета (см.
ремарку выше).
Экран 6 - похоже, батарея действительно не менялаясь
И хотя всё совпадает, сами по себе эти факты, конечно, ничего не
гарантируют. Аккумулятор могли менять, но, за отсутствием сканера, регистрация
не проводилась. В таком случае сокращается срок службы новой АКБ, но ездить
машина конечно будет. Ну да ладно, что там и как было сейчас уже не важно. Наша
задача предельно ясна – надо «прописать» новый аккумулятор.
Возвращаемся на шаг назад (экран
5) и жмём на клавишу «Select»
напротив строчки «Register Battery Replacement».
Появляется экран 7, в котором нам ещё раз напоминают, что ёмкость
зарегистрированного аккумулятора равна 80 ампер-часов, и изготовлен он по стандартной
технологии, т.е. это не AGM-тип
(почему это важно станет ясно чуть позже, во второй части бюллетеня). Ниже на
дисплее предлагается на выбор два варианта развития событий: зарегистрировать
батарею той же самой ёмкости, или установить АКБ с большей, либо меньшей
ёмкостью.
Экран 7 - возможные варианты
Поскольку устанавливаемая нами батарея, с точки зрения количества
запасаемого электричества, идентична старой (см. фото 1 и 2), выбираем первый
вариант, и нажимаем на соответствующую клавишу «Select». Через секунду на дисплее возникает
сообщение об удачном завершении регистрации (экран 8). Если теперь вновь
повторить описанные выше шаги и дойти до экрана 6, то мы увидим, что содержимое
счётчика регистрации изменилось – там теперь высвечивается пробег автомобиля на
момент регистрации новой батареи (экран 9).
Экран 8 - регистрация успешно завершена
Экран 9 - а вот и "штампик" в "паспорте"
Как видите, процедура регистрации нового аккумулятора проста как «пять
копеек». Но только в том случае, если ёмкости старой и устанавливаемой батареи
аналогичны. А если надо установить АКБ с большей, или напротив, меньшей ёмкостью?
В этом случае всё немного сложнее. Об этом – во второй части бюллетеня.
Технический эксперт компании «Интерлакен-Рус»
Газетин Сергей.
|